Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 5 марта 2009 г. N А73-1310/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1805/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "А" (далее - ОАО "А", Банк) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29.12.2008 N 107 о привлечении к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель Банка настаивала на заявленных требованиях. Считает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось, поскольку требования законодательства о рекламе при ее размещении не нарушались. До потребителя информация о рекламируемом продукте была доведена в полном объеме. Вина юридического лица во вменяемом правонарушении отсутствует, поскольку Банком были соблюдены все обязательные требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом "О рекламе".
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласилась. Считает, что факт вменяемого правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Пояснила, что в спорной рекламе даны условия, влияющие на сумму доходов. Информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако данные сведения транслируются короткое время (одна секунда), что не позволяет потребителю воспринимать информацию.
В судебном заседании осуществлялось прослушивание на диске записи рекламного ролика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама ОАО "А", распространяемая на телевизионном канале "Первое краевое телевидение" с 08 по 14 декабря 2008 года, в которой содержалась:
- звуковая информация:
"Встречаем Новый год с банком. Окрой вклад "Новогодний клад" до 31 января и получи высокий доход. Новый год с банком. Вкладчикам конфеты в подарок".
- визуальная информация: крупным шрифтом:
"АТБ. Вклад "Новогодний клад" доход 13, 69%". Мелким шрифтом (в течение 3 секунд):
"При условии размещения денежных средств во вклад на срок 366 дней, с ежемесячной капитализацией процентов, без учета налога (НДФЛ)".
Мелким шрифтом (в течение одной секунды):
"Вклад "Новогодний клад"
Процентные ставки:
92 дня-12,7%
182 дня -12,8%
271 день-12,85%
366 дней - 12,9%
- Минимальная сумма вклада - 5000 руб., максимальная сумма вклада - не ограничена;
- Возможное пополнение вклада (минимальная сумма) - 1000 руб., максимальная сумма пополнения не ограничена;
- Вклад не пролонгируемый;
- Ежемесячное начисление процентов;
- Возможная выплата причисленных процентов ежемесячно;
- При досрочном отзыве вклада проценты уплачиваются по ставке вклада "Личный счет" исходя из фактического срока нахождения средств;
Валюта - рубли.
Также в течение двух секунд демонстрируются условия акции.
17.12.2008 в отношении ОАО "А" было возбуждено дело об административном правонарушении N 4-05/125 и проведено административное расследование.
В ходе административного расследования антимонопольным органом был установлен факт нарушения Банком при размещении рекламы пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", выразившееся в отсутствии в рекламе всех условий договора банковского вклада, влияющих на сумму доходов, которые получат, воспользовавшись услугами лица, в частности, минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада, а также иные условия, если они могут повлиять на сумму доходов.
29.12.2008 в отношении ОАО "А" был составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3. КоАП РФ и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление N 107 о привлечении Банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40 000 рублей.
Несогласие Банка с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от рекламы) влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как указано в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Потребитель рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе").
В силу части 7 статьи 5 указанного Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно их таких условий.
Как установлено судом, ОАО "А" распространяло рекламу банковского вклада на телевизионном канале "Первое краевое телевидение" с 08 по 14 декабря 2008 года.
Из содержания рекламы следует, что процентная ставка по вкладу составляет 13,69% годовых.
При этом в рекламе даны условия, влияющие на сумму доходов. Информация об указанных условиях формально присутствует в рекламе. Однако данные сведения транслируются короткое время (одна секунда), что не позволяет потребителю воспринимать информацию.
Таким образом, в распространяемой на телевизионном канале рекламе Банком были отражены только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковских вкладов. Фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой присутствовали, однако форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями. В спорной рекламе вся необходимая информация демонстрируется в течение трех и одной секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней скоростью чтения не может ее воспринять. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Банком допущены нарушения требований, предусмотренных пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.
У суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 107 от 29.12.2008, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина Банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "А" об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 107 о наложении штрафа по делу N 4-05/125 об административном правонарушении от 29.12.2008 о привлечении банка к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 марта 2009 г. N А73-1310/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1805/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании