Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 28 ноября 2008 г. N А73-11748/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2009 года N Ф03-1866/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "М" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 3 от 02.10.2008 года недействительным.
Заявитель на требовании настаивает, считая неправомерным принятие оспариваемого решения, поскольку дело о нарушении антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" N 135 от 26.07.2006 года (далее - Закона РФ N 135 от 26.07.2006 года) не возбуждалось. В связи с переквалификацией нарушения, заявитель был лишен возможности представить возражения. Кроме того, договор аренды и распоряжение о передаче муниципального имущества в аренду изданы до 01.07.2008 года.
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Э" доводы заявителя поддержал.
Представители Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края доводы заявителя поддержали, считают, что собственник имущества (в данном случае Администрация) только дает согласие на возможность предприятия распорядиться имуществом, которым оно владеет на праве хозяйственного ведения; собственник имущества не наделен правом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия. Таким образом, Администрация не издавала акт о передаче спорного имущества, однако, не возражала против его передачи.
Представители антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что осуществление прав владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом должно основываться на требованиях законодательства, в том числе и антимонопольного.
Поскольку предоставление объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, не является муниципальной помощью, предоставление должно осуществляться в соответствии со ст. 17 Закона РФ N 135 от 26.07.2006 года.
Статьей 15 Закона РФ N 135 от 26.07.2006 года органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры одному хозяйствующему субъекту приводит к ограничению конкуренции.
Переквалификация действий администрации произведена в ходе рассмотрения дела о конкуренции.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, суд, установил:
В соответствии с п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с заявлением на действия Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обратился филиал Хабаровскэнергосбыт ОАО "Д".
Антимонопольным органом установлено:
04.12.2007 года между Муниципальным унитарным предприятием "Э" и Обществом с ограниченной ответственностью М" заключен договор аренды имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.
07.12.2007 года распоряжением N 1903-р Главы Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Муниципальным унитарным предприятием "Э" согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Л".
Антимонопольный орган считает, что предоставление в аренду имущества должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона РФ N 135 от 26.07.2006 года, с соблюдением требований ст. 17 вышеназванного закона.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено решение N 3 от 02.10.2008 года о признании действий Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившихся в принятии распоряжения N 1903-р от 07.12.2007 года без проведения торгов, с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона РФ N 135 от 26.07.2006 года. Выдано предписание N 5 от 02.10.2008 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Муниципальному унитарному предприятию "Э" в срок до 16.10.2008 года предложено рассмотреть вопрос о возможности расторжения договора.
Общество с ограниченной ответственностью "М", не согласившись с указанным решением, обжаловало его в суд.
Исследовав представленные документы, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Как следует из представленных документов Общество с ограниченной ответственностью М" оказывает услуги по транспортировке электрической энергии.
Муниципальному унитарному предприятию "Э" имущество передано на праве хозяйственного ведения Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Являясь собственником имущества, в силу ст. 608 ГК РФ, Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края дала разрешение на передачу муниципального имущества в аренду, издав распоряжение N 1903-р от 07.12.2007 года.
Федеральный закон РФ "О защите конкуренции" N 135 от 26.07.2006 года не ограничивает собственников имущества в праве дать согласие на передачу в аренду имущества.
Таким образом, ссылка антимонопольного органа на то, что предоставление в аренду имущества должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона N 135 от 26.07.2006 года, а следовательно с соблюдением ст. 17 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" N 135 от 26.07.2006 года посредством проведения торгов несостоятельна.
Согласие на передачу в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не подпадает под действие ч. 2 ст. 19 Федерального закона РФ "О защите конкуренции" N 135 от 26.07.2006 года.
Статья 17 Закона N 135 от 26.07.2006 года только устанавливает антимонопольные требования к проведению торгов.
Таким образом, является несостоятельным довод антимонопольного органа о нарушении Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края, при принятии распоряжения о согласовании передачи части муниципального имущества без проведения торгов, ч. 1 ст. 15 Закона N 135 от 26.07.2006 года.
Другие доводы антимонопольным органом не приведены.
С учетом изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на антимонопольный орган.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требование Общества с ограниченной ответственностью М" удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 3 от 02.10.2008 года недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32 (ИНН 2721023142) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 ноября 2008 г. N А73-11748/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2009 года N Ф03-1866/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании