Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Основные направления увеличения доходной базы бюджета города
В соответствии с поставленными задачами определены следующие направления увеличения доходной части бюджета города.
3.1. Развитие промышленных видов деятельности
Одним из главных направлений увеличения налоговой базы города является постоянный прирост производственного потенциала.
В 2009-2011 годах приоритетными направлениями развития реального сектора экономики города будут выработка и реализация мер по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса на экономику города, созданию благоприятных условий для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий (в рамках данных законодательством полномочий и имеющихся в распоряжении административно-правовых инструментов), основными из которых являются:
- повышение устойчивости развития системообразующих организаций. В перечень социально и экономически значимых предприятий Хабаровского края вошли 29 предприятий города, по которым организован ежемесячный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности;
- продолжение работы по оказанию содействия в увеличении загрузки производственных мощностей промышленных предприятий посредством размещения муниципального и краевого заказа, развития межотраслевой кооперации, продвижения продукции на региональные и внешние рынки;
- осуществление работы, направленной на обеспечение кадрами предприятий и организаций города, повышение престижа рабочих профессий, координация работы Общественного совета по обеспечению взаимодействия в вопросах подготовки и переподготовки рабочих кадров;
- привлечение научного потенциала высших учебных заведений и НИИ города к решению проблем промышленных предприятий города, в том числе по внедрению научно-технических разработок, инновационных проектов, новых технологий и оборудования;
- осуществление работы по вопросу банкротства предприятий, проведение организационной работы по предупреждению введения процедуры банкротства, в том числе проведения мероприятий по реструктуризации и реорганизации предприятий;
- продолжение работы отраслевых комиссий по по контролю за размером заработной платы в подведомственных организациях;
- координация деятельности Хабаровской городской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений;
- участие в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2011 годы и на период до 2020 года".
3.2. Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса - одно из перспективных направлений устойчивого социально-экономического развития муниципального образования.
По состоянию на 1 января 2009 года в городе Хабаровске работают около 7500 малых предприятий. Ежегодно их численность увеличивается. Растет число индивидуальных предпринимателей - в настоящее время их около 16000. В 2008 году в городской бюджет субъектами малого и среднего бизнеса перечислено 1213,6 млн. рублей, что в 1,8 раза больше по сравнению с 2007 годом.
Показатели, характеризующие развитие и роль малого предпринимательства в экономическом развитии города Хабаровска, представлены в таблице.
Основные показатели
развития малого предпринимательства в г. Хабаровске
Показатели |
Оценка |
Прогноз |
|||
2008 г. |
в % к 2007 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Количество субъектов малого предпринимательства (малые предприятия, микропредприятия, зарегистрированные индивидуальные предприниматели), ед. |
23490 |
108,4 |
24100 |
24660 |
25420 |
Количество действующих малых предприятий (с учетом микропредприятий), ед. |
7500 |
104,9 |
7900 |
8060 |
8420 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, чел. |
15990 |
110,2 |
16200 |
16600 |
17000 |
Из них количество действующих, чел. |
14170 |
112,5 |
14500 |
14950 |
15600 |
Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) по всем видам экономической деятельности, млрд. руб. |
115,7 |
116,1 |
135,5 |
159,3 |
162,0 |
Доля оборота малого бизнеса в обороте организаций по всем видам экономической деятельности, % |
33,8 |
100,3 |
34,0 |
34,6 |
34.9 |
Количество занятых в сфере малого бизнеса, тыс. чел. |
101,0 |
106,3 |
107,0 |
111,0 |
115,0 |
Доля численности работающих в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике города, % |
29,7 |
103,0 |
31,0 |
32,1 |
32,8 |
Основным инструментом обеспечения благоприятного предпринимательского климата для развития предпринимательства являются городские целевые программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Программный подход позволяет проводить планомерную работу по улучшению делового предпринимательского климата в городе, оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Продолжается реализация четвертой по счету городской программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2007-2009 годы", которая разработана с учетом приоритетных направлений развития малого бизнеса.
В 2009 году планируется разработать программу на очередной трехгодичный период (2010-2012 гг.) с учетом норм и требований Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Бюджет городской целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы будет увеличен до 400 млн. рублей.
В 2009 году вдвое возрастет объем предоставляемой залоговой поддержки (с 48 до 100 млн. рублей) при одновременном упрощении процедуры ее предоставления.
В целях поддержки предпринимательского сектора экономики проводятся ежегодные городские конкурсы на звание "Лучший предприниматель города Хабаровска", "Хабаровская марка", ежегодная Дальневосточная научно-практическая конференция по маркетингу. Продолжится организация и проведение обучающих семинаров, совещаний, "круглых столов" с участием налоговых служб, контролирующих и надзорных органов, представителей маркетинговых и консультационных центров, консалтинговых организаций, Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края по применению действующего законодательства, касающегося осуществления предпринимательства, в том числе для начинающих предпринимателей. Предполагается создание студенческого бизнес-инкубатора, выпуск ежемесячного информационно-аналитического журнала "Бизнес-профессор".
В целях совершенствования форм и механизмов взаимодействия власти и бизнеса, устранения административных барьеров в развитии предпринимательства продолжится работа:
- телефона "прямая линия" и Советов по предпринимательству при Мэре города;
- "круглых столов" "Хабаровская городская Дума, администрация города и бизнес-сообщество в развитии экономики города";
- по участию представителей предпринимательского сектора в разработке, экспертизе и согласовании с ними проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
В борьбе с кризисом малый бизнес должен стать опорой экономики в трудный период. В связи с этим необходима система поддержки малых и средних предприятий, которая будет содействовать:
- добросовестной конкуренции;
- формированию широкого слоя собственников;
- созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства;
- развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса;
- модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники;
- устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
В условиях кризиса и преодоления его последствий решению этих задач будут способствовать следующие мероприятия, проводимые администрацией города:
- разработка нормативной базы по предоставлению субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства до уровня ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- разработка механизма компенсации части стоимости участия субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей продукции в выставках, проводимых на территории города;
увеличение капитализации Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края с целью предоставления субсидий для компенсации процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение участия предприятий - субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсе на предоставление муниципальных гарантий;
- организация и проведение образовательного курса "Начинающий предприниматель" для безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью;
- предоставление субсидий на организацию предпринимательской деятельности безработными гражданами;
- разработка нормативной правовой базы по компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства,` направленных на сохранение и создание новых рабочих мест.
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства позволит:
- увеличить налогооблагаемую базу;
- решать проблему занятости и самозанятости населения;
- решать экономические и социальные вопросы;
- развивать производства;
- создавать новые рабочие места.
В действующих условиях экономики наблюдается перераспределение трудовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства, что позволяет выделить предпринимательский сектор как одно из перспективных направлений городской экономики.
Успешное и эффективное развитие малых и средних предприятий на территории города позволит в значительной степени обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в работах, услугах и товарах, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в экономику.
3.3. Развитие инвестиционных,
инновационных и высокотехнологических производств
Стимулирование инвестиций и структурная перестройка реального сектора - одно из приоритетных направлений развития и сохранения социально-экономической стабильности.
Прогноз объема инвестиций, учитывающий влияние негативных последствий финансового кризиса на экономическую обстановку, в 2009 году составит 29,0 млрд. руб., в 2010 году - 33,5 млрд. руб., в 2011 году - 37,3 млрд. руб. Снижение объема инвестиций за период 2009-2011 годы составит 18,6%.
Увеличение доходной части бюджета города Хабаровска от развития инвестиционных, инновационных и высокотехнологических производств, предусматривается за счет:
1. Увеличения оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств конкурентоспособной наукоемкой продукции и предоставления качественных услуг.
2. Технологического перевооружения и развития предприятий и организаций города Хабаровска на базе высоких инновационных технологий, что даст толчок для развития производства конкурентоспособной продукции.
3. Обеспечения устойчивого финансирования научных исследований и разработок институтов города, привлечения значительных финансовых средств от осуществления инновационно-коммерческой деятельности.
4. Закрепления высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и в НИИ города и обеспечения сменяемости кадров молодыми специалистами за счет увеличения их дохода.
5. Решения экологических проблем за счет внедрения эффективных высоких технологий переработки промышленных отходов и мусора, систем очистки и утилизации сточных вод.
6. Роста налогооблагаемой базы в результате развития производств, и. как следствие, решения экономических и социальных проблем, связанных с созданием условий для развития малого и среднего бизнеса и занятости населения.
7. Перехода города Хабаровска в режим устойчивого функционирования и развития за счет развития реального сектора экономики и производства инновационной продукции.
8. Создания на предприятиях города большего количества новых рабочих мест и повышения загрузки действующих предприятий, вследствие этого - повышения уровня доходов населения.
Увеличение экономического потенциала и внедрение инвестиционных проектов, направленных на промышленное развитие города, способствует увеличению числа хозяйствующих субъектов с высоким уровнем доходов и наполняемости бюджета города налоговыми источниками.
3.4 Развитие сферы потребительского рынка и услуг
В сфере потребительского рынка функционируют 2,1 тыс. магазинов, павильонов и торговых центров площадью 361,5 тыс. кв. м, 1,0 тыс. стационарных киосков, 14 рынков на 5,2 тыс. торговых мест, 6 муниципальных торговых комплексов, 604 предприятия общественного питания на 33,1 тыс. посадочных мест, 5 муниципальных магазинов "Ветеран" для обслуживания ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения, а также 1,1 тыс. предприятий бытового обслуживания. В сфере потребительского рынка занято более 70 тыс. человек.
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации в 2008 году составил 69,4 млрд. рублей.
На 2009-2011 годы планируется увеличение роста оборота в розничной торговле - на 6,5%, общественном питании - на 3%. Рост сети предприятий потребительского рынка на этот период составит по прогнозу 236 единиц.
Несмотря на то, что в условиях финансового кризиса потребительский рынок значительных изменений не претерпел, предприятия начинают испытывать определенные трудности:
- снизились объемы продаж автомобилей и запчастей к ним, ювелирных изделий, мебели;
- снижается посещаемость предприятий общественного питания.
Тем не менее, оборот розничной торговли по организациям, средняя численность которых превышает 15 человек, без учета деятельности субъектов малого предпринимательства, составил 4,2 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 10,5% больше аналогичного периода прошлого года.
В целях увеличения доходной базы за счет развития сферы потребительского рынка необходимо:
- оказывать содействие предпринимательским структурам в расширении сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- содействовать предприятиям-товаропроизводителям в развитии сети предприятий фирменной торговли и в продвижении производимой ими продукции на потребительский рынок города;
- при проведении ежегодного конкурса по размещению объектов сезонной мелкорозничной торговли учитывать состояние расчетов с бюджетом (отсутствие задолженности по налоговым платежам).
3.5 Расширение сферы оказания платных услуг
Одним из источников привлечения средств населения и юридических лиц является оказание платных (дополнительных) услуг муниципальными организациями, финансируемыми из бюджета города. Работа по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг, систематизации и формированию перечней тарифов, совершенствования ценообразования ведется систематически и постоянно. Доходы, получаемые от оказания платных (дополнительных) услуг, являются источником пополнения местного бюджета в виде налоговых платежей, а для учреждений -источником погашения дефицита бюджета (целевым бюджетным финансированием).
Средства от оказания платных услуг направляются на покрытие затрат по оказанию услуг, выплату заработной платы работникам, приобретение оборудования и т.д.
Расширение сферы оказания платных услуг муниципальных организаций, увеличение их объемов, и, как следствие, увеличение заработной платы работников влияют на рост объемов перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет города.
В 2008 году объем платных услуг составил 562,3 млн. руб., в том числе муниципальными учреждениями бюджетной сферы - 369,4 млн. руб.
На 2009 год запланировано оказать платных услуг на 639,5 млн. руб. (с ростом к уровню 2008 года на 13,7%), в том числе муниципальными учреждениями бюджетной сферы - 418,6 млн. руб. (рост к уровню 2008 года 13,3%).
В результате перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных учреждений в 2009-2011 годах ожидается увеличение объема платных услуг, оказываемых данными учреждениями, в основном за счет роста качества предоставляемых услуг, улучшения материальной базы учреждений, повышения ответственности руководителей, а также конкурентоспособности учреждений на рынке услуг.
3.6 Повышение эффективности использования муниципального имущества
В 2007-2008 годах произошло увеличение муниципальной собственности в ряде отраслей за счет:
- приобретения имущества и создания новых объектов;
- перераспределения муниципального имущества в связи с разграничением полномочий по уровням собственности.
Эффект от продажи муниципального имущества в 2007-2008 годах составил 738 млн. рублей.
Основными направлениями проведения муниципальной имущественной политики на период 2009 -2011 годы являются:
- использование имущества как инструмента социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск";
- прогноз потребности муниципального имущества с учетом объемов услуг (работ, продукции), необходимых для решения вопросов городского округа "Город Хабаровск", и перспектив развития отраслей городского хозяйства;
- использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального эффекта;
- поддержание имущества в работоспособном состоянии;
- эффективная реализация имущества, по тем или иным причинам недающего должного социального эффекта или носящего избыточный (коммерческий) характер;
- приобретение (создание) имущества, необходимого для реализации социальных задач, в пределах разумной достаточности;
увеличение поступлений в доход городского бюджета от использования некоммерческого и коммерческого муниципального имущества.
Целью управления муниципальным имуществом является обеспечение рационального и эффективного его использования для достижения конечных общественно значимых результатов деятельности муниципальных организаций, хозяйственных обществ с долей участия города по выполнению полномочий городского округа "Город Хабаровск".
Основными задачами управления муниципальным имуществом для отраслевых подразделений администрации города Хабаровска на 2009 - 2011 годы являются:
- оценка соответствия имеющегося в распоряжении муниципального образования имущества исполняемым функциям;
формирование оптимального имущественного комплекса в соответствующей сфере деятельности;
- создание системы экономического мониторинга за рациональным использованием муниципального имущества подведомственной сетью организаций;
- анализ перспективной потребности и состава муниципальной собственности.
Для реализации данных направлений подготовлена Программа управления муниципальным имуществом на 2009-2011 годы.
3.7 Влияние объемов строительства в городе на увеличение доходов бюджета
Мировой финансовый кризис отражается на развитии строительного комплекса города.
По результатам мониторинга в 1 квартале 2009 года наблюдалось снижение объемов подрядных работ и использования строительных материалов до 30% по сравнению с I кварталом 2008 года. Объем подрядных работ на 2009 год строительными организациями города сформирован в среднем на 30-50%. Предприятия испытывают дефицит оборотных средств, проблематично получение кредитов. Возникли трудности в реализации производимой продукции и пополнении оборотных средств в связи с большой дебиторской задолженностью от потребителей и уменьшением объема подрядных работ.
В условиях финансово-экономического кризиса значительное влияние на увеличение доходов бюджета оказывает градостроительная политика, определяющая тенденции к формированию архитектурного и промышленного облика города и направленная на развитие строительного комплекса в части поддержания инвестиционной привлекательности города и создания благоприятных условий для развития бизнеса, а также привлечения финансовых потоков на строительные проекты, реализуемые на территории города. С этой целью возможна реализация следующих мероприятий:
- поддержание спроса на жилье, ориентируясь при этом на оказание помощи бюджетов всех уровней в реализации программ жилищного строительства и поддержке граждан в приобретении доступного жилья;
- развитие социальной и коммунальной инфраструктуры города за счет бюджетных и внебюджетных инвестиций;
- проведение планомерной градостроительной политики в целях максимального исключения инвестиционных рисков по освоению земельных участков и внесение дополнений в правила землепользования и застройки по результатам данной работы;
- продолжение реализации программы по созданию единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций, так как инженерная составляющая играет ведущую роль при выборе места вложения инвестиций.
3.8 Развитие муниципального сектора экономики
В течение 2008 года на территории города осуществляли хозяйственную деятельность 28 муниципальных унитарных предприятия в 7 отраслях муниципального сектора экономики.
Состояние дел в городском хозяйстве во многом определяется эффективностью работы предприятий муниципального сектора экономики и напрямую влияет на повышение доходной части бюджета города.
В целях реформирования муниципального сектора экономики, создания эффективной системы управления муниципальными предприятиями, обеспечения инвестиционной привлекательности, повышения конкурентоспособности, достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятий в 2005 году принята Концепция развития муниципального производственного сектора экономики города Хабаровска на период до 2010 года.
Концепция предполагает формирование системы стратегических направлений роста эффективности муниципальных предприятий, поиск путей и средств реализации оптимального управления муниципальным сектором экономики.
Одним из направлений реформирования муниципального сектора экономики является формирование рациональной системы предприятий путем оптимизации их состава за счет реорганизации, ликвидации, коррекции профиля деятельности.
В 2008 году продолжена оптимизация структуры муниципального сектора экономики путем приватизации и ликвидации муниципальных предприятий.
В 2008 году продолжались преобразования в жилищно-коммунальном комплексе, связанные с его переводом на рыночные основы функционирования на базе использования реальных возможностей развития частной инициативы и конкуренции, принципов муниципально-частного партнерства.
Экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности МУП в 2008 году составил 125 млн. рублей.
В 2008 году в бюджет города муниципальными предприятиями направлено отчислений от прибыли за 2007 год - 15154,3 тыс. рублей, что больше уточненного плана на 285,2 тыс. руб., или на 2,0%.
Положительный опыт работы администрации города по повышению эффективности работы городского хозяйства был представлен на международной научно-практической конференции "Технологии социально-экономических инноваций в управлении устойчивым развитием муниципального сектора экономики".
На 2009 год предприятия муниципального сектора экономики в условиях умеренно-оптимистического прогноза преодоления последствий финансового кризиса должны произвести работ, услуг на сумму 5,5 млрд. руб., что на 2,0% меньше уровня 2008 года (при сопоставимых условиях).
В 2009 году при планируемых затратах все отрасли муниципального сектора экономики должны получить прибыль от хозяйственной деятельности.
Основным направлением развития муниципального сектора экономики на 2009-2011 годы является повышение эффективности работы предприятий через концентрацию финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
В 2009-2010 гг. планируется завершить процесс акционирования предприятий ЖКХ и внедрить корпоративные формы управления, привлечь внутренние и внешние инвестиции в основной капитал через:
- развитие конкуренции на рынке обслуживания и ремонта жилищного фонда;
- перехода к корпоративным формам управления и хозяйствования;
- функциональной интеграции коммунальных акционерных обществ и частных операторов;
- увеличения объемов модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры.
При неизменной численности муниципальных предприятий прогнозные показатели на 2010-2011 годы ожидаются с ростом к уровню 2009 года на 2,5 - 4,0% ежегодно и составят соответственно 5,6 - 5,7 млрд. руб. Затраты на 1 руб. произведенных работ, услуг прогнозируются на уровне 0,97 - 0,98 руб., валовая прибыль ожидается на уровне 110,0 - 200,0 млн. руб.
В 2010-2011 годах объем работ, услуг предприятий муниципального сектора экономики будет определяться темпами роста цен и тарифов на предоставляемые услуги (предприятия коммунальной энергетики, коммунального хозяйства, транспорта, жилищного хозяйства) и финансовыми объемами бюджета города для предприятий отрасли "благоустройство".
Объемы работ, услуг зависят от хода реформирования муниципального сектора экономики, в том числе от планов приватизации муниципальных предприятий, т.е. от уменьшения их числа, оптимизации их состава за счет реорганизации, ликвидации.
3.9 Развитие транспортной системы города
В 2008 году предприятиями муниципального пассажирского транспорта получено доходов в сумме 1065,2 млн. руб., что позволило выйти на безубыточный режим работы и получить валовую прибыль в размере 10,7 млн. рублей.
Предприятия муниципального пассажирского транспорта обслуживают 47 городских маршрутов, в том числе 37 автобусных, 6 трамвайных и 4 троллейбусных. Ежедневно на маршруты выходят 337 единиц подвижного состава, в том числе 240 автобусов, 60 трамваев и 37 троллейбусов.
В 2008 году число перевезенных пассажиров составило более 77 млн. человек.
За счет средств бюджета города приобретено 10 новых трамваев, 11 троллейбусов.
Продолжает развиваться коммерческий транспорт. В городе работает 224 единицы маршрутных такси и 352 единицы частных автобусов. Коммерческим транспортом перевезено более 52 млн. пассажиров.
В 2008 году подготовлен проект ведомственной целевой программы "Развитие наземного городского пассажирского транспорта в городе Хабаровске на 2009-2011 годы".
Увеличение налогооблагаемой базы от развития транспортной системы города возможно при повышении эффективности работы, которое предусматривает:
- увеличение объема перевозок за счет открытия новых троллейбусных и автобусных маршрутов;
- оптимизацию маршрутной сети с учетом проведенного в 2008 году сплошного обследования пассажиропотока;
- повышение регулярности движения всех видов транспорта, повышение выпуска подвижного состава на маршруты;
- развитие городского электрического транспорта.
В 2009 году муниципальным пассажирским транспортом планируется перевезти 78,0 млн. человек, получить доходы в сумме 1018,7 млн. рублей и обеспечить безубыточную работу предприятий отрасли.
3.10 Реформирование межбюджетных отношений
Бюджетная политика муниципального образования является ключевым звеном экономической политики и направлена на превращение бюджета в инструмент финансового оздоровления экономики.
В 2008 году завершилось действие Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами на 2006-2008 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 года N 467-р. Основными направлениями повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными финансами на этот период были укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, создание стимулов для увеличения поступлений доходов в региональные и местные бюджеты, повышение прозрачности региональных и местных бюджетов и другие. Все основные положения Концепции выполнены.
Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений будет направлено на:
- усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала;
- продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований;
- формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.
3.11. Резервы увеличения налогооблагаемой базы
по основным доходным источникам бюджета города
3.11.1. Одним из основных резервов дополнительных доходов является взыскание недоимки.
По состоянию на 01.01.2009 объем недоимки по налоговым платежам в бюджеты всех уровней составил 911,7 млн.руб., в том числе в бюджет города - 106,7 млн. руб. (по сравнению с 01.01.2008 снижение на 11,5 млн. руб.). Структуру недоимки составляют следующие виды налогов:
/-------------------------\
/-----------------------------------------| Недоимка всего |-----------------------------\
| | | 911,7 млн. рублей, | |
| | | том числе по налогам | |
| | \-------------------------/ |
| | | |
/---------------------------\/------------------------\/------------------------\ /----------------------------\
| Федеральным || Региональным || Местным | | Предусмотренных |
| 758,3 млн. руб. || 80,1 млн. руб. || 39,5 млн. руб. | | специальными |
\----------------------------/\-------------------------/\-------------------------/ | налоговыми режимами |
| 33,8 млн. руб. |
\-----------------------------/
Удельный вес недоимки в объеме поступивших налоговых платежей из года в год стабильно снижается: в 2006 году - 5,5%, 2007 - 3,1%, 2,2 % - в 2008 году.
При увеличении в 2008 году налоговых платежей в бюджет города на 27% (по сравнению с 2007 годом) недоимка снизилась на 9%.
В целях обеспечения мобилизации доходов и снижения недоимки в городе работают городская и окружные комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам. Основные задачи названных комиссий-изучение реальной ситуации на предприятиях-должниках, понуждение налогоплательщиков к погашению имеющейся недоимки, обеспечение согласованных действий всех структурных подразделений, заинтересованных в решении вопросов, связанных с поступлением налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
В 2008 году проведено 243 заседания комиссии, заслушано 2703 организации и индивидуальных предпринимателя. В результате работы комиссий погашено недоимки в бюджет города 156,0 млн. руб.
Проводится работа по списанию в установленном порядке сумм безнадежной к взысканию задолженности юридических и физических лиц. За 2008 год принято 84 решения на сумму более 8 млн. руб., по арендной плате за использование недвижимого имущества - 14 решений на сумму около 6 млн. руб., налоговыми органами списана задолженность более 5 тысяч физических лиц, к которым невозможно применить меры принудительного взыскания, по местным налогам на сумму около 1 млн. руб.
Несмотря на достигнутые результаты по снижению недоимки, ее размер остается еще значительным, наибольшая часть приходится на налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход, налог на доходы физических лиц, земельный налог и транспортный налог с физических лиц.
Работа по снижению объема недоимки и увеличения собираемости налогов обеспечивается ежемесячным мониторингом недоимки по платежам в бюджет, а также комплексом мероприятий, выполняемых всеми структурными подразделениями администрации города совместно с налоговыми инспекциями города, УВД по Хабаровскому краю, службой судебных приставов.
Задачи по снижению недоимки и увеличению собираемости налогов необходимо решать по разным направлениям:
- продолжить работу городской и окружных комиссий по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налогам в бюджет города;
- продолжить разъяснительно-агитационную работу о сроках уплаты налогов и необходимости погашения недоимки, в том числе за счет применения современных технологий;
- оказывать содействие по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, привлечению внешних инвесторов, реализации имущества эффективным собственникам, совершенствованию управленческих методов;
- проводить работу с предприятиями, находящимися в процедурах банкротства, оказывать содействие в выполнении плана внешнего управления, осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих в ходе внешнего управления и конкурсного производства;
- обеспечить своевременное списание задолженности ликвидированных предприятий и предприятий, признанных банкротами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда;
- предоставлять отсрочки, рассрочки задолженности организаций, инвестиционные налоговые кредиты, в случае установления на федеральном уровне временного специального порядка работы с налоговой задолженностью организаций, в части изменения сроков уплаты налогов и сборов по заявлению налогоплательщика;
- своевременно направлять округам и структурным подразделениям администрации города информацию о задолженности по налогам после получения ее от налоговых органов;
- повысить качество администрирования уплаты физическими лицами налога на имущество, транспортного и земельного налогов. При этом администрирование налогов зависит от качества информации, предоставляемой регистрирующими органами, своевременного введения налоговыми органами сведений в базу данных, от работы Управления Федеральной почтовой связи по своевременному и полному вручению налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами заказными письмами;
- обеспечивать направление материалов в правоохранительные органы для принятия решений об ответственности рассматриваемых предприятий и организаций в соответствии с налоговым законодательством;
- осуществлять взаимодействие с отделами миграционной службы, в части возможной приостановки въезда и выезда налоговых должников за пределы страны.
3.11.2. Добиться улучшения ситуации, связанной с недостаточной обеспеченностью местного бюджета, возможно путем усовершенствования действующей законодательной базы.
а) по налогу на имущество физических лиц - закрепить за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на недвижимое имущество в определенные сроки. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в виде административного штрафа, но нормы совместно не работают, так как не установлен срок, в который должна быть проведена государственная регистрация. Отсутствие данной нормы приводит к затягиванию гражданами сроков государственной регистрации частных домовладений, что позволяет длительно не уплачивать налог на имущество физических лиц и приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
б) по земельному налогу - основой для формирования налоговой базы для начисления налога является кадастровая стоимость объекта. В настоящее время только часть земельных участков полностью оформлена и внесена в кадастр ввиду неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы учетными ведомствами для определения земельного налога: ГУ Федеральной регистрационной службы, Управлением Роснедвижимости и муниципальным образованием. Передаваемые сведения не совпадают, а иногда и противоречат друг другу, так как являются продуктом различных информационных программ.
В связи с этим необходимо выработать единое задание на разработку программ по учету земель. Отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета.
Решить проблему возможно, если на федеральном уровне будет принята общая концепция формирования сведений о земельных участках и установлен контроль за правильностью их предоставления.
в) введение налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц и земельный налог, позволит сократить количество имущественных налогов, установив единые подходы для определения налоговой базы, основанные на рыночной стоимости объектов недвижимости.
Однако для введения налога на недвижимость в настоящее время законодательно не урегулирован ряд вопросов, связанных с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В связи с этим необходимо активизировать работу по созданию условий для введения местного налога на недвижимость, и прежде всего на завершение формирования кадастра объектов недвижимости.
г) по льготам, предоставляемым на федеральном уровне по местным налогам - необходима инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, разработка механизма компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением данных льгот, что позволило бы снизить выпадающие доходы местного бюджета.
д) по единому налогу на вмененный доход - органам местного самоуправления делегировано право устанавливать значения корректирующего коэффициента К2. Для установления его обоснованных размеров необходимы детальная информация по видам деятельности и данные по конкретным плательщикам, однако налоговые органы не осуществляют учет по видам деятельности и на основании ст. 102 Налогового кодекса РФ отказывают в предоставлении сведений о плательщиках, вследствие чего принять полностью обоснованные значения К2, учитывающие баланс интересов плательщиков налога и бюджета сложно.
Для решения данной проблемы целесообразно одновременно с наделением муниципальных образований полномочиями по установлению К2 предоставлять им право получения необходимой информации по данному вопросу в налоговых органах.
е) по транспортному налогу - внести в перечень документов, необходимых для прохождения государственного технического осмотра, квитанции об уплате транспортного налога, что значительно снизит задолженность по налогу.
Для этого необходимо вмените регистрирующим органам при постановке или снятии транспортных средств с учета и прохождении государственного технического осмотра обязанности контроля за фактом уплаты транспортного налога (за отсутствием задолженности по уплате налога).
3.11.3. Повысить ответственность главных администраторов доходов за собираемость налогов и сборов путем:
- разработки и реализации администраторами комплекса мер по изысканию резервов для поступления дополнительных платежей в бюджет, а также за счет взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
- обеспечения четкого соблюдения главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города норм действующего законодательства при взаимодействии с органами Федерального казначейства в части своевременного и полного поступления доходов в бюджет города.
3.11.4 Реализация краевых и городских программ снижения напряженности на рынке труда будет способствовать также повышению собираемости налога на доходы физических лиц. Программы предусматривают:
- создание временных рабочих мест для организации общественных работ во всех отраслях города - ЖКХ, благоустройство, образование, промышленность, транспорт, связь, торговля, питание и бытовое обслуживание, культура, здравоохранение;
- мониторинг организаций по вопросам занятости населения;
- опережающую переподготовку работников, находящихся под риском увольнения;
- профессиональное обучение по востребованным специальностям;
- стажировку безработных и выпускников учебных заведений в целях приобретения опыта работы;
- временное трудоустройство молодежи, содействие трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные матери и др.);
- реализацию мероприятий по самозанятости безработных граждан через вовлечение их в занятие предпринимательской деятельностью;
- организацию бесплатного медосмотра безработным гражданам и бесплатного питания в школах для детей безработных граждан;
- реализацию комплекса мер по вопросам погашения задолженности по заработной плате путем:
1) проведения индивидуальной работы с каждой организацией, задерживающей выплаты;
2) организации работы телефона "горячая линия" по заявлениям работников организаций города в сфере соблюдения норм трудового законодательства;
3) привлечения органов прокуратуры для рассмотрения заявлений по легализации заработной платы, выдаваемой работадателями в "конвертах";
4) расширения сферы административного влияния отраслевых комиссий по контролю за размером заработной платы и доведению ее уровня до среднеотраслевых значений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.