Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 28 января 2009 г. N А73-12643/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2009 года N Ф03-1587/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2009 года.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2009 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Отделу здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Здравотдел, учреждение) о взыскании задолженности по единому социальному налогу и пени в сумме 102 637,97 руб., в том числе по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет за 4 квартал 2007 г., - 99 159,91 руб., пене - 3 478,06 руб., рассчитанной на предъявленную к взысканию сумму задолженности в федеральный бюджет за период с 15.11.2007 г. по 02.04.2008 г.
Заявлением от 19.01.2009 г. N 02-11/290 дсп Инспекция снизила размер взыскиваемой суммы по налогу до 79 326,91 руб. и пени до 2 627,72 руб., указав, что с учетом возражений Отдела здравоохранения произведены зачеты налога на общую сумму 19 833 руб.
Уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. В отзыве Отдел здравоохранения указал, что платежи по налогу за 4 квартал 2007 г. произведены в установленные сроки в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон по имеющимся материалам.
Суд установил.
Здравотделом в установленный срок не был уплачен в полном объеме единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет, за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года и транспортный налог за 2007 год, в связи с чем, налоговым органом в адрес учреждения было выставлено требование N 3117 от 03.04.2008 г. об уплате ЕСН, зачисляемого в Федеральный бюджет, в сумме 18 305,91 руб. (по сроку уплаты - 15.11.2007 г.), в сумме 46 756 руб. (по сроку уплаты - 17.12.2007 г.), в сумме 34 098 руб. (по сроку уплаты - 15.01.2008 г.), об уплате транспортного налога в сумме 350 (по сроку уплаты - 01.02.2008 г.), пени по ЕСН в сумме 5 111,39 руб., пени по транспортному налогу в сумме 7,43 руб. в срок до 22.04.2008 г.
Поскольку в установленный срок требование учреждением не исполнено в части уплаты недоимки и пени по ЕСН, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в котором просит взыскать задолженность по ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года в сумме 79 326,91 руб. и пени по ЕСН в сумме 2 627,72 руб.
Исследовав материалы дела, суд считает уточненное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Отдел здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края зарегистрирован в качестве юридического лица - муниципального учреждения. В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса РФ, учреждение как лицо, производящее выплаты физическим лицам, является плательщиком единого социального налога.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Как следует из представленных в материалах дела Налоговой декларации по ЕСН за 2007 г., карточек лицевых счетов, отражающих все операции по начислению и уплате единого социального налога, Здравотдел свои обязанности налогоплательщика по своевременной и полной уплате в бюджет единого социального налога исполняло ненадлежащим образом.
В пункте 1 статьи 72 НК РФ предусмотрено, что одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является пеня.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой Отделом здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского в установленный срок единого социального налога в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму задолженности начислена и предъявлена к взысканию пеня.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом в силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии со статьей 69 Налогового Кодекса РФ в адрес Учреждения было выставлено требование N 3117 от 03.04.2008 г. об уплате налогов и пени в срок до 22.04.2008 г. Учреждению предлагалось уплатить единый социальный налог, транспортный налог, а также пеню по указанным налогам.
На дату рассмотрения дела судом требование налогового органа N 3117 Учреждением не исполнено в части уплаты задолженности по ЕСН в Федеральный бюджет и пени по ЕСН.
С учетом доводов и возражений сторон, представленных Здравотделом копий платежных поручений об уплате за спорные периоды ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, с отметками банка о перечислении сумм налога в бюджет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований в части взыскания с Здравотдела налога в сумме 75 519,00 руб., исходя из следующего расчета.
Согласно представленной налоговой декларацией по ЕСН за 2007 год сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет за октябрь 2007 года, составляет 34 177 руб., за ноябрь 2007 года - 46 756 руб., за декабрь 2007 года - 34 098 руб. Данные суммы налога исчислены за вычетом сумм страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ.
Согласно представленным в материалы дела копиям платежных поручений: N 570 от 31.102.007 г. (на сумму 6 000 руб.), N 595 от 02.11.2007 г. (на сумму 855 руб.), N 600 от 02.11.2007 г. (на сумму 454 руб.), N 606 от 09.11.07 г. (на сумму 5 132 руб.) оплаты произведены за октябрь 2007 года в общей сумме 12 441 руб. руб.; N 606 от 30.11.2007 г. (на сумму 7 334 руб.), N 640 от 14.11.2007 г. (на сумму 7 392 руб.) оплаты произведены за ноябрь 2007 г. в общей сумме 14 726 руб.; N 724 от 24.12.2007 г. (на сумму 6 841 руб.), N 738 от 24.12.2007 г. (на сумму 5 504 руб.) оплаты произведены в общей сумме 12 345 руб.
В связи с указанными платежными поручениями задолженность по ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, составляет 75 519 руб., в том числе, за октябрь 2007 года - 21 736 руб. (34 177 руб. - 12 441 руб.); за ноябрь 2007 года - 32 030 руб. (46 756 руб. - 14 726 руб.); за декабрь 2007 года - 21 753 руб. (34 098 руб. - 12 345 руб.).
Суд признал заявление в части взыскания пени подлежащим частичному удовлетворению в сумме 2 513,11 руб., исходя из следующего расчета пени:
- с 15.11.2007 г. по 16.12.2007 г.: 5 864,91 руб. * 32 дн. * 0,033 = 62,56 руб.;
- с 17.12.2007 г. по 14.01.2008 г.: 45 228,91 руб. * 29 дн. * 0,033 = 437,21 руб.;
- с 15.01.2008 г. по 03.02.2008 г.: 75 519 руб. * 20 дн. * 0,033 = 498,43 руб.;
- с 04.02.2008 г. по 03.04.2008 г.: 75 519 руб. * 59 дн. * 0,034 = 1 514,91 руб.
В остальной части суд признает заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, так как по представленным налоговым органом расчетам задолженности, выпискам по лицевому счету не представляется возможным удостовериться в правильности частичных зачетов сумм по платежным поручениям (в которых ясно указаны назначения платежей и периоды уплаты), кроме того не понятно, по какой причине уплаты по представленным в материалы дела Здравотделом платежным поручениям не отражены в лицевом счете Здравотдела, необоснованно (как указано в пояснении - по причине непредставления налоговому органу) не принят платеж за ноябрь 2007 г. в сумме 7 334 руб. по платежному поручению от 30.11.2007 г. N 606.
Судом отклоняются доводы Учреждения, отраженные в отзыве, согласно которым все платежи за 4 квартал 2007 года были произведены в установленные сроки и в полном объеме. Согласно представленным Учреждением платежным поручениям оплаты за 4 квартал 2007 года были произведены не в полном объеме. Судом при расчете задолженности по налогу учтены все представленные учреждением платежные поручения за спорные месяцы о перечислении в федеральный бюджет единого социального налога, исходя из указания в платежных поручениях КБК (кода бюджетной классификации), суммы платежа, периода за который произведен платеж. Уплаты страховых взносов в пенсионный фонд не должны учитываться, поскольку данные взносы не являются составной частью единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагаются на Здравотдел, при этом, учитывая имущественное положение учреждения, в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ суд уменьшает размер госпошлины до 500,00 руб.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил :
уточненное заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (682640, Хабаровский край, г. Амурск, пр-кт Мира, 19, ИНН: 2706008968) в доход бюджета задолженность по единому социальному налогу за 4 квартал 2007 года в сумме 75 519 руб. 00 коп., пеню в сумме 2 513 руб. 11 коп., всего - 78 032 руб. 11 коп.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с Отдела здравоохранения администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (682640, Хабаровский край, г. Амурск, пр-кт Мира, 19, ИНН: 2706008968) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 января 2009 г. N А73-12643/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2009 года N Ф03-1587/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании