Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 февраля 2009 г. N А73-14325/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2009 г. N Ф03-2190/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 04 февраля 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее заявитель, Общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Амурской таможне (далее Таможня, таможенный орган) признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы по заявлению N 1546 д/с от 03.10.2008 г. в сумме 145 500 руб., по заявлению N 1523 д/с от 01.10.2008 г. в сумме 149 500 руб., по заявлению N 1525 от 02.10.2008 г. в сумме 35 000 руб.
Общество в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменно уточнило заявленные требования, просит признать незаконным, выраженный в письмах от 29.10.2008 г. N 18-18/4368, N 18-18/4364, N 18-18/4366 отказ Амурской таможни в возврате 145 500 руб., 149 500 руб., 35000 руб. соответственно, излишне уплаченных таможенных сборов по заявлениям N 1546 д/с от 03.10.2008 г., N 1523 д/с от 01.10.2008 г. , N 1525 от 02.10.2008 г.. и обязать возвратить сумму 330 000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов на расчетный счет ООО "К".
Уточнение судом принято.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, указав, что поскольку ранее таможенные сборы были ранее уплачены при подаче временных таможенных деклараций, то уплаченные при подаче полных таможенных деклараций за период 2006, 2007, 2008 г.г. сборы фактически являются повторной уплатой за совершение таможенным органом действий по таможенному оформлению товаров и, следовательно, излишне уплаченными.
Таможня в отзыве и ее представитель в судебных заседаниях требования заявителя отклонили. Полагают, что таможенный орган правомерно отказал в возврате таможенных сборов, так как оснований для возврата не было, поскольку подача временной и полной таможенной декларации представляет собой не единый порядок их таможенного декларирования, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеет место два самостоятельных факта декларирования. То есть, уплата должна производится декларантом при каждом случае подачи каждой таможенной декларации. В дополнении к отзыву указано, что одним из оснований отказа таможенным органом в возврате таможенных сборов, явилось представление декларантом вместе с заявлением о возврате иных платежных документов, чем те, которыми фактически были произведены уплаты по спорным ГТД; указано и на непредставление заверенного в установленном порядке образца подписи.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность по экспорту лесопродукции в КНР в период с 01.01.2006 г. по 01.08.2008 года производило отправку товара с применением упрощенного порядка декларирования (периодического временного декларирования), предусмотренного ст. 138 Таможенного кодекса РФ.
В 2006 году товар был вывезен с таможенной территории Российской Федерации на основании 41 временной таможенной декларации, в 2007 году - 47, в 2008 году - 13. До подачи таможенных деклараций декларант уплатил соответствующие таможенные сборы за таможенное оформление товаров в суммах: 172 500 руб. за 2006 год, 173 500 руб. - за 2007 год, 31 000 руб. - за 2008 год.
При подаче полных таможенных деклараций Общество по требованию Таможни вновь уплатило таможенные сборы по оформлению отправки того же товара за 2006 г. в сумме 151 000 руб., за 2007 год в сумме 148 00 руб., за 2008 год в сумме 31 000 руб. Всего - 330 000 руб.
Посчитав, что у Общества отсутствовала обязанность вторично уплачивать таможенные сборы, заявитель обратился в таможенный орган с заявлениями N 1546 д/с от 03.10.2008 г., N 1523 д/с от 01.10.2008 г. , N 1525 от 02.10.2008 г. о возврате излишне уплаченных таможенных сборов соответственно в суммах:
- 145 500 руб. по 40 полным декларациям 2006 г. (без учета сборов по ПД N 10713030/291206/0006125 в размере 5 500 руб., включенной в заявление N 1523 д/с);
- 149 500 руб. по 45 полным декларациям (по 45 ПД 2007 года плюс с учетом суммы 5 500 руб. сборов по ПД N 10713030/291206/0006125, без учета суммы 4 000 руб. по ПД N 10713030/281207/0007127 и ПД 10713030/291207/0007190, включенных в заявление N 1525);
- 35 000 руб. по 15 полным декларациям (13 ПД за 2008 год плюс с учетом суммы 4 000 руб. по ПД N 10713030/281207/0007127 и ПД 10713030/291207/0007190).
Всего заявлений оформлено на 330 000 руб.
Амурская таможня письмами от 29.10.2008 г. N 18-18/4368, N 18-18/4364, N 18-18/4366 отказала в возврате таможенных сборов, уплаченных по полным ГТД, указав, что оснований для возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 357.8 Таможенного кодекса РФ в порядке определенном главой 33 ТК РФ нет.
Не согласившись с такими действиями Амурской таможни по отказу в возврате уплаченных по полным таможенным декларациям сборов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей участников, исследовав материалы, дела суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со п. 1 статьи 59 Таможенного кодекса, таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.
Как установлено ст. 60 ТК РФ таможенное оформление товаров при вывозе товаров начинается - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. А завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 11, ст. 63.1 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.6 и пп. 1 п. 1 ст. 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу п. 1 ст. 137 ТК РФ, при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом как следует из содержания п. 1 ст. 137 ТК РФ, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Пунктом 7 названного Постановления Правительства РФ установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Оценивая законность п. 7 Постановления от 28.12.2004 г. N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 г., определении от 03.08.2006 г. отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода, установленная п. 7 Постановления от 28.12.2004 г. обязанность декларанта по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, в связи с чем возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под таможенный режим экспорта, следовательно, сбор подлежит уплате однократно.
Факт уплаты таможенных сборов до подачи временных таможенных деклараций за таможенное оформление товаров авансовыми платежами по 41 ВПД в 2006 году, по 47 ВПД в 2007 году, по 13 ВПД в 2008 году и, факт уплаты таможенных сборов по этим же товарам при представлении полных таможенных деклараций в общей сумме 330 000 руб., таможенным органом не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела актами выверки авансовых платежей N 39 по состоянию на 31.03.2007 г., N 66 от 30.07.2008 г. по состоянию на 30.07.2008 года, подписанными представителем Общества и зам.нач.таможни по экономической деятельности.
Кроме того, к судебному заседанию приложением к дополнительному отзыву таможенным органом представлены акты сверки уплаченных ООО "К" сборов за спорные периоды по спорным полным ГТД, из которых следует и подтверждено представителем заявителя и таможни, что при подаче полных таможенных деклараций декларант вновь уплатил таможенные сборы в общей сумме 330 000 руб.
В связи с чем, отказ таможенного органа возвратить уплаченные при предоставлении полных таможенных деклараций за оформление одних и тех же товаров таможенные сборы является незаконным и не соответствующим вышеприведенным нормам права.
Ссылки представителя таможенного органа, что в результате проведенной проверки было установлено, что в заявлениях были указаны и приложены частично платежные документы, сборы по которым не уплачивались по указанным декларациям, суд считает необоснованными. Во-первых, не представление в таможенный орган не всех или частично не тех платежных документов, не является основанием к отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, исчерпывающий перечень таких оснований определен п. 9 ст. 355 ТК РФ. Во-вторых, таможенный орган был вправе истребовать их в установленном Кодексом порядке.
Довод представителя Таможни, что непредставление ООО "К" заверенного в установленном порядке образца подписи, что также, по мнению таможенного органа, указывает на несоблюдение заявителем порядка установленного ст. 355 ТК РФ и влечет правомерный отказ в возврате сумм уплаченных по полным ГТД таможенных сборов, судом также отклоняется. Как усматривается из заявлений, предоставленных в таможенный орган, они подписаны генеральным директором общества А.П. Чаленко лично, заверены печатью юридического лица. Доказательств того, что данные заявления были представлены и подписаны иным лицом или лицом без надлежащих полномочий таможенным органом не представлено и подобных отметок заявления, зарегистрированные таможенным органом за входящими номерами N 1523 от 01.10.2008 г., N 1525 от 02.10.2008 г., N 1546 от 03.10.2008 г. не содержат.
Также следует заметить, что данные обстоятельства в обоснование доводов о законности отказа в удовлетворении заявления декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, приведены лишь в ходе судебного разбирательства; в письмах, выражающих официальный отказ Таможни произвести возврат платежей (сборов)- такие аргументы отсутствуют.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При установленных судом обстоятельствах, в соотношении с представленными доказательствами и нормами права, суд приходит к выводу, что действия таможенного органа по отказу в возврате повторно (излишне) уплаченных таможенных сборов, нарушают права и законные интересы Общества по распоряжению необоснованно удерживаемыми денежными средствами, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку требования Общества удовлетворены, государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Требования Общества с ограниченной ответственностью "К" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Амурской таможни, выраженный в письмах от 29.10.2008 года N 18-18/4368, N 18-18/4364, N 18-18/4366 в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в суммах 145500 руб., 149500 руб., 35000 руб., всего в сумме 330 000 руб.
Обязать Амурскую таможню произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью "К" 330 000 рублей излишне уплаченных таможенных сборов на расчетный счет общества.
Возвратить ООО "К" государственную пошлину в сумме 6 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 529 от 05.12.2008 г. из федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 февраля 2009 г. N А73-14325/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2009 г. N Ф03-2190/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании