Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 апреля 2009 г. N А73-14525/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2009 г. N Ф03-3856/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2009 года.
ООО "ШТК" обратилось в суд с иском к Управлению по финансам и налоговой политике Комсомольского района, Ягодненскому поселковому муниципальному образованию о взыскании задолженности за предоставленные гражданам льготы по оплате тепло- и электроэнергии за период январь-декабрь 2004 года в размере 246 841 руб. 43 коп. в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", статьей 55 Основ законодательства РФ о культуре, частью 3 статьи 30 Закона РФ "О милиции" и статьей 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан". С учетом уточнения истцом размера исковых требований сумма задолженности составляет 358 269 руб. 84 коп.
Определением суда от 03.03.2009 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении. Указали, что течение срока исковой давности прерывалось подписанием Ягодненским муниципальным образованием актов сверки.
Представитель УФК по Хабаровскому краю в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возразила в соответствии с отзывом и дополнениями к нему, а также указала на истечение срока исковой давности.
В отзыве Ягодненское сельское поселение Комсомольского муниципального района и Финансовое управление администрации Комсомольского муниципального района исковые требования не признали, заявили о применении исковой давности.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.03.2009 г. до 30.03.2009 г. в порядке статьи 163 АПК РФ. О времени и месте продолжения судебного заседания лица, участвующие в деле, уведомлены в публичном порядке путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил
Истец в период с января по декабрь 2004 годаво исполнение заключенных с Ягодненским поселковым муниципальным образованием договоров от 02.02.2004 г. на оказание коммунальных услуг и на электроснабжение предоставлял льготы по оплате коммунальных услуг и оплате электрической энергии специалистам детского сада, участковой больницы, дома культуры и работникам милиции, проживающим в п. Ягодном Комсомольского района Хабаровского края, в результате чего у истца образовались убытки в сумме 358 269 руб. 84 коп.
Предоставление льготных услуг в заявленном размере в спорный период подтверждается списками лиц, имеющих право на льготы, счетами-фактурами и актами сверок, составленными истцом и Ягодненским поселковым муниципальным образованием, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона РФ "О милиции", сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (часть третья в ред. Федерального закона от 31.03.1999 г. N 68-ФЗ).
В силу статьи 55 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" статьи 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", статьи 59 Жилищного кодекса РФФСР, культурно-просветительским работникам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", на реализацию указанных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю поступило 28 169,2 тыс. руб., из них Комсомольскому муниципальному району перечислено 2 803,3 тыс. руб.
За период с 01.01.2004 г. по 01.01.2005 г. для расчетов по предоставлению льгот специалистам, проживающим в сельской местности, из средств, поступивших из федерального бюджета, направлено в бюджет Ягодненского сельского поселения 90,2 тыс. руб. Таким образом, объем передаваемых средств не покрыл расходы истца от предоставления льгот.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также статье 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, исключительно из федерального бюджета, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Поскольку реализация установленных федеральными законами льгот не была обеспечена соответствующим финансированием из федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, взыскание должно производиться за счет средств федеральной казны.
Суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В обоснование исковых требований о взыскании убытков, связанных с предоставлением работникам милиции 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг в период с января по декабрь 2004 года истец ссылается на часть 3 статьи 30 Закона РФ "О милиции".
Между тем, Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ внесены изменения в статью 30 указанного закона, согласно которым с 01.07.2002 г. часть 3 статьи 30 исключена, а часть 4 считается частью 3.
Принимая во внимание, что часть 3 статьи 30 Закона РФ "О милиции", согласно которой работниками милиции М.В. Охрименко и С.Б. Сухову предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг, отменена, требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель УФК по Хабаровскому краю заявила о применении исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Из абз. 8 пункта 15 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" следует, что течение срока исковой давности по требованию к привлеченному судом другому ответчику или второму ответчику прерывается в день заявления истцом соответствующего ходатайства, а при отсутствии такого ходатайства - с момента привлечения судом этого ответчика к участию в деле.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ, годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следовательно, истец должен был узнать о нарушении своих прав в части компенсации льгот за 2004 года по окончании финансового года, то есть с 1 января 2005 года.
Министерство финансов РФ было привлечено к участию в деле в качестве ответчика определением суда от 03.03.2009 г., то есть после истечения срока исковой давности.
Довод истца о перерыве срока исковой давности в связи с подписанием истцом и Ягодненским поселковым муниципальным образованием актов сверки расчетов отклоняется судом, поскольку подписание актов сверки муниципальным образованием не свидетельствует о совершении надлежащим ответчиком действий по признанию долга.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 665 руб. 40 коп. возлагаются на истца согласно статье 110 АПК РФ. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. 60 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить ООО "ШТК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. 60 коп., уплаченную по платежному поручению N 189 от 25.11.2008.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 апреля 2009 г. N А73-14525/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2009 г. N Ф03-3856/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании