Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 мая 2009 г. N А73-4860/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2009 г. N Ф03-4093/2009 настоящее Решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2009.
Полный текст решения изготовлен 19.05.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭО" (далее - ООО "ЖЭО") обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ и принятыми судом требованиями признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 04.03.2009 N 243/09-ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного органа с требованиями не согласился по основаниям, указанным в отзыве и дополнении к отзыву.
Судом по материалам дела установлено следующее.
18.02.2009 в 11 часов 00 минут Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края осуществлена инспекционная проверка жилых домов NN 25, 27, 30, 41 по ул. Октябрьской в гор. Бикине, Хабаровского края, управляющей организацией которых является ООО "ЖЭО".
В ходе проверки выявлены факты нарушений технического состояния прилегающей территории жилых домов в местах сбора бытовых отходов, в частности: сборники для твердых отходов переполнены, вокруг сборников находился бытовой мусор, в результате чего к ним затруднен подход.
Результаты проверки отражены в актах от 18.02.2009 NN 45/63, 45/64.
18.02.2009 инспекцией в отношении ООО "ЖЭО" с участием законного представителя (директора Тельнова В.А.) составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ. Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен под роспись Тельнову В.А.
04.03.2009 начальником инспекции в отсутствие законного представителя рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам вынесено постановление N 243/09-ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.22. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 утверждено "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение).
Пунктом 3.1. Положения определено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В силу пункта 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Также, пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с пунктами 3.6.1., 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Пунктом 12 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1.2 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест"
Пунктом 4.8. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки:
- не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14оС;
- ежедневно - при температуре воздуха выше 14оС;
- по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
Как следует из материалов дела, в ходе инспекционной проверки был выявлен факт нарушения ООО "ЖЭО" технического состояния прилегающей территории жилых домов NN 25, 27,0,1 по ул. Октябрьской в гор. Бикине в местах сбора бытовых отходов, в частности: сборники для твердых отходов переполнены, вокруг сборников находился бытовой мусор, в результате чего к ним затруднен подход.
Согласно имеющемуся в материалах дела договору доверительного управления неблагоустроенным многоквартирным домом (с выгребом) от 01.11.2008, заключенному между собственниками жилых помещений и ООО "ЖЭО", именуемое в дальнейшем "Управляющая организация", последняя по заданию собственников, в пределах платы за услуги и работы, в соответствии с приложениями к настоящему договору, указанными в пункте 3.1.2, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в неблагоустроенном многоквартирном доме собственникам, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления неблагоустроенным многоквартирным домом деятельность.
Собственником домов NN 25, 27, 30, 41 по ул. Октябрьской является Администрация городского Поселения "Город Бикин" (приложение N 1 к договору от 01.11.2008).
В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. договора, управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в неблагоустроенном многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора. Оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в неблагоустроенном многоквартирном доме, в пределах платы за эти услуги и работы, в соответствии с приложениями 2 и 3 к настоящему договору.
В приложении N 3 к договору управления от 01.11.2008 указан состав и периодичность выполнения обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества в неблагоустроенном многоквартирном доме (с выгребом), в том числе, очистка съемных деревянных ящиков и уборка мусорных площадок в холодный период времени должна производится 1 раз в 2 месяца.
Согласно представленному заявителем графику очистки съемных деревянных ящиков, подписанному Администрацией и ООО "ЖЭО", очистка ящиков домов по ул. Октябрьской, 25 производилась 31.12.2008, по ул. Октябрьской, 27 - 05.01.2008, по ул. Октябрьской, 30 - 23-24.12.2008 и по ул. Октябрьской, 41 - 06.01.2009.
Фактически очистка съемных деревянных ящиков производилась по ул. Октябрьской, 25 - 31.12.2008, по ул. Октябрьской, 27 - 05.01.2008, по ул. Октябрьской, 30 - 23-24.12.2008 и по ул. Октябрьской, 41 - 06.01.2009, что следует из соответствующего акта, подписанного обеими сторонами.
Следующая очистка ящиков должна была быть осуществлена ООО "ЖЭО", согласно договору и представленному графику, подписанному Администрацией и обществом, по ул. Октябрьской, 25 - 03.03.2009, по ул. Октябрьской, 27 - 03.03.2009, по ул. Октябрьской, 30 - 20.02.2009 и по ул. Октябрьской, 41 - 03.02.2009.
Фактически очистка съемных деревянных ящиков произведена ООО "ЖЭО" по ул. Октябрьской, 25 - 03.03.2009, по ул. Октябрьской, 27 - 03.03.2009, по ул. Октябрьской, 30 - 20.02.2009 и по ул. Октябрьской, 41 - 03.02.2009, что подтверждается соответствующим актом, подписанным собственником и управляющей организацией.
Инспекционная проверка проводилась 18.02.2009.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель).
В соответствии со статьями 162-164 Жилищного кодекса Российской Федерации объем ответственности управляющей организации не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственником помещений с такой организацией. Управляющая организация может быть субъектом ответственности только в случае, если она ненадлежащим образом выполнила обязанности по выполнению перечня работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенного условиями договора управления многоквартирным домом.
Собственником жилищного фонда является Администрация городского Поселения "Город Бикин", которая передала его ООО "ЖЭО" для осуществления управления общим имуществом в неблагоустроенном многоквартирном доме в соответствии с условиями договора управления от 01.11.2008.
Административным органом в силу части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении со стороны управляющей организации своих договорных обязательств.
Таким образом, ООО "ЖЭО" в рассматриваемой ситуации не является субъектом ответственности вменяемого правонарушения.
Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 04.03.2009 N 243/09-ю, об отсутствии оснований для привлечения ООО "ЖЭО" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22. КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности, в связи с чем постановление подлежит отмене в полном объеме как несоответствующее закону.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
требования общества с ограниченной ответственностью "ЖЭО" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 04.03.2009 N 243/09-ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 мая 2009 г. N А73-4860/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2009 г. N Ф03-4093/2009 настоящее Решение отменено
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании