Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 8 апреля 2009 г. N А73-2987/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-4264/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Прокуратура Хабаровского района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "К" (далее - ООО "К") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель прокуратуры настаивал на требовании по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель общества с заявленным требованием не согласился. Считает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имеется, поскольку не доказано событие вменяемого правонарушения. Пояснил, что общество занимается только вывозом отходов.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 06.04.2009 по 08.04.2009.
Судом по материалам дела установлено.
Прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проведена проверка деятельности ООО "К" по вопросу соблюдения законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки был установлен факт нарушения обществом требований пункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выразившийся в осуществлении деятельности по сбору, транспортировке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Тополевского сельского поселения при отсутствии соответствующей лицензии.
По данному факту прокурором Хабаровского района в отношении ООО "К" было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ, о чем в присутствии представителя по доверенности, при надлежащем уведомлении законного представителя о времени и месте, вынесено соответствующее постановление.
Учитывая, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратурой материалы проверки направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российский Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ даны основные понятия, в частности:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Таким образом, осуществление указанного вида деятельности на территории Российской Федерации требует получения лицензии в соответствии с названным выше Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Минэкономразвития в письме от 14.05.2007 N Д05-16056 также разъяснило, что лицензированию подлежит деятельность специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов.
В соответствии со статьями 1, 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности (всего 5 классов опасности) в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 N 511.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, в числе опасных, среди прочих, выделяются твердые коммунальные отходы, которые классифицированы по 11 наименованиям и относятся к 4 и 5 классам опасности.
Как следует из материалов дела, ООО "К" на территории Тополевского сельского поселения Хабаровского района с 01.06.2007 по настоящее время осуществляет деятельность по транспортировке твердых бытовых и промышленных отходов, мусора от жилых домов, общественных зданий и учреждений, а также субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В результате деятельности общество получает доход. Соответствующая лицензия на осуществление указанного вида деятельности, в силу требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", у общества отсутствует.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях ООО "К" признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда имеются основания для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Факт вменяемого правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в непринятии всех возможных мер по получению лицензии, необходимой для осуществления деятельности по обращению с отходами, чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено.
Смягчающим вину обстоятельством судом установлено совершение обществом вменяемого административного правонарушения впервые.
Учитывая изложенное, а также вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит возможным применить к правонарушителю минимальный размер наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ, со стороны общества возражения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ, статьями 2.10, 4.1., 4.2., частью 2 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
общество с ограниченной ответственностью "К", зарегистрированное 09.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1072720000286, ИНН 2720034127, расположенное по адресу: 680550, с. Тополево, Хабаровского района, Хабаровского края, ул. Пионерская, 8, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход бюджета гор. Хабаровска.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Прокуратура Хабаровского края, ИНН 2721024410, КПП 272101001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКАТО 08101000000, глава 415, наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) согласно решению арбитражного суда Хабаровского края от 08.04.2009 по делу N А73-2987/2009.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 8 апреля 2009 г. N А73-2987/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-4264/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании