Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 апреля 2009 г. N А73-14281/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 2009 г. N Ф03-4425/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 01.04.2009 г.
В полном объеме решение вынесено 06.04.2009 г.
Сущность спора: Закрытое акционерное общество "Комсомолка" (далее - ЗАО "Комсомолка", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 28.07.2008 г. N 2203-ра "Об утверждении проектов границ земельных участков". Заявитель полагает, что названное распоряжение противоречит ст. 39, 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 36 Земельного кодекса РФ, Положению о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений", утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. N 105. Также заявитель считает, что оспариваемое распоряжение нарушает право бессрочного пользования земельным участком, предоставленное Обществу постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2000 г. N 1378 и зарегистрированное в установленном законом порядке 15.01.2008 г.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образование "Профессиональное училище N 9" (далее - КГОУ НПО ПУ N 9, Училище), Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство), комитет Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссии (далее - Комитет).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представители КГОУ НПО ПУ N 9, Министерства, Комитета в судебном заседании поддержали позицию ответчика по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1).
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4).
В судебном заседании установлено, что распоряжение главы администрации города Комсомольска-на-Амуре N 203-ра от 28.07.2008 г. не было опубликовано в средствах массовой информации либо иным образом доведено до заявителя. Об оспариваемом распоряжении Обществу стало известно 18.09.2008 г. после получения текста этого распоряжения из управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре (т.1 л.д. 36).
С заявлением об оспаривании распоряжения заявитель обратился в суд 10.12.2008 г., то есть без пропуска срока на обжалование.
Постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2000 г. N 1378 за ЗАО "Комсомолка" на праве бессрочного пользования закреплен земельный участок в кадастровом квартале 27:22:03 04 02 площадью 46093,6 кв.м. в Центральном округе города по пр.Ленина, согласно прилагаемой схеме, занимаемый собственными зданиями и сооружениями, в том числе 3773,2 кв.м. - земли ограниченного пользования (т.1 л.д. 22).
Постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 30.04.2004 г. N 107 (пункт 8) внесены изменения в названное выше постановление: в пункте 1 слова "занимаемые собственными зданиями и сооружениями" заменены словами "в целях использования имущественного комплекса швейной фабрики" (т.2 л.д.32).
Право бессрочного пользования земельным участком зарегистрировано за Обществом 15.01.2008г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2008г. N 27АВ 082980 (т.1 л.д.24).
На данном земельном участке расположено здание "Высшее профессиональное училище N 29 (лит.Б)" площадью 3416,5 кв.м., адрес г.Комсомольск-на-Амуре, проспект Ленина, 39, принадлежащее на праве собственности Хабаровскому краю, закрепленное на праве оперативного управления за Краевым государственным образовательным учреждением начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 29".
Данный факт подтверждается решением арбитражного суда Хабаровского края от 05.01.1996 г. по делу N 280-А/5, в соответствии с которым признана недействительной сделка приватизации АО "Комсомолка" в части включения в уставный фонд АО "Комсомола" здания по ул. Ленина, 39; решением арбитражного суда Хабаровского края от 07.04.1998г. по делу А73-3964/28/97, которым акционерное общество закрытого типа "Комсомолка" обязано передать Управлению начального профобразования Комитета образования и науки администрации Хабаровского края здание по ул.Ленина в г.Комсомольске-на- Амуре и передать на баланс ВПУ N 29 (т.1 л.д.108-111); свидетельством о внесении в реестр краевого государственного имущества Серия ХАБ N 0390, выпиской из Реестра краевого государственного имущества (т.1 л.д. 92, 93); свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.53, 54).
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 26.03.2008 г. N 147-р осуществлена реорганизация краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 24" (г.Комсомольск-на-Амуре), краевого государственного образовательного учреждения профессионального образования "Профессиональный лицей N 29" (г. Комсомольск-на-Амуре) путем слияния в краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 9" (г. Комсомольск-на-Амуре).
Сведения о государственной регистрации прекращения деятельности краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 29" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18.09.2008 г. (т.1 л.д.27).
Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 28.07.2008 г. N 2203-ра утвержден проект границ земельных участков, расположенных в г.Комсомольске-на-Амуре по пр.Ленина, 39, в том числе земельный участок, занимаемый территорией ЗАО "Комсомолка" согласно приложению ориентировочной площадью 42 916,2 кв.м.; земельный участок, занимаемый объектом образования - зданием высшего профессионального училища N 29 инв. N 1590 литер Б, согласно приложению ориентировочной площадью 3177,4 кв.м.
Пунктом 2 названного распоряжения землепользователям предписано установить границы земельных участков на местности и предоставить материалы межеваний в Управление архитектуры и градостроительства администрации города.
Не согласие заявителя с распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением.
Правоотношения по предоставлению ЗАО "Комсомолка" земельного участка, площадью 46093,6 кв.м., возникли 29.12.2000 г., когда было издано постановление главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре N 1378 "О закреплении за акционерным обществом закрытого типа "Комсомолка" земельного участка.
В тот период основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком регулировались Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицами на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Согласно пункту 2 данной статьи право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 настоящего Кодекса.
Земельные правоотношения в указанный период также регулировались Земельным кодексом РСФСР, который не устанавливал полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей по состоянию на декабрь 2000 года) (далее - Закон об образовании) за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий прав на землю.
Учитывая, что здание образовательного учреждения по пр.Ленина, 39 в г. Комсомольске-на-Амуре ранее находилось в государственной собственности Российской Федерации (т.1 л.д.80), впоследствии передано в государственную собственность Хабаровского края, то Хабаровскому краю перешло и право пользования соответствующим земельным участком.
В силу прямого указания закона - статьи 39 Закона об образовании земельный участок закреплен на праве оперативного управления за ГОУ НПО ПЛ N29 (ранее ВПУ N 29).
В дальнейшем статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 г.) осуществлено разграничение государственной собственности на землю:
к федеральной собственности отнесены, кроме прочих, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
к собственности субъектов Российской Федерации отнесены, кроме прочих, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены, кроме прочих, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
С учетом приведенных норм и установленных фактов суд считает, что земельный участок, по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, пр.Ленина, 39, на котором расположен объект недвижимости - "здание высшее профессиональное училище N 29" - с территорией, необходимой для обслуживания здания, ранее находился в федеральной собственности, а в настоящее время находится в государственной собственности Хабаровского края.
Следовательно, этот земельный участок не может (и не мог по состоянию на декабрь 2000 года) находиться у ЗАО "Комсомолка" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, как следует из пункта 1 постановления главы администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2000г. N 1378 "О закреплении за акционерным обществом закрытого типа "Комсомолка" земельного участка" с учетом внесенных в него изменений пунктом 8 постановления главы города Комсомольска-на-Амуре от 30.04.2004г. N 107, за ЗАО "Комсомолка" закреплен на праве бессрочного пользования земельный участок, являющийся муниципальной собственностью, в целях использования имущественного комплекса швейной фабрики.
Поскольку земельный участок, на котором расположено здание высшего профессионального училища N 29, не являлся муниципальной собственностью, на этом земельном участке не располагались объекты имущественного комплекса швейной фабрики, следовательно, эта часть земельного участка на праве бессрочного пользования Обществу не предоставлялась, регистрация права бессрочного пользования на эту часть земельного участка носит незаконный характер.
Таким образом, суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что оспариваемым распоряжением нарушается его право постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.
Также суд не принимает ссылку заявителя на то обстоятельство, что оспариваемым распоряжением утвержден проект границ земельного участка, предоставляемого высшему профессиональному училищу N 29, тогда как это юридическое лицо реорганизовано распоряжением Губернатора Хабаровского края N 147-р от 26.03.2008 г.
По мнению заявителя, это является нарушением требований ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которой установлено, что закрепление земельного участка возможно только собственнику здания или иным уполномоченным лицам. Заявитель считает, поскольку такого юридического лица как ВПУ-29 на момент издания оспариваемого распоряжения не имелось в наличии, то и утверждение для него проектов границ земельного участка является незаконным.
Суд считает, что в данном случае права ЗАО "Комсомолка" не нарушены, поскольку нарушение прав могло касаться КГОУ НПО "Профессиональное училище N 9".
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первой из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, запись о прекращении деятельности КГОУ НПО "Профессиональный лицей N 29" внесена в реестр 18.09.2008 г. (т.1 л.д. 58).
Следовательно, на момент издания оспариваемого распоряжения (28.07.2008 г.) это юридическое лицо существовало.
Кроме того, при детальном исследовании текста распоряжения N 2203-ра от 28.07.2008 г. и Приложения N 2 к распоряжению судом установлено, что проект границ земельного участка ориентировочной площадью 3177,4 кв.м, утвержден не ВПУ N 29 либо КГОУ НПО ПЛ N 29 как юридическим лицам, а на основании представленных документов по обследованию в натуре границ фактического использования земельного участка, занимаемого объектом образования - зданием высшего профессионального училища N 29 инв. N 1590 литер Б.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией города Комсомольска-на-Амуре инициированы мероприятия, предусмотренные статьей 68 Земельного кодекса РФ, по землеустройству, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.
Статья 69 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Пунктом 2 оспариваемого распоряжения предписано землепользователям установить границы земельных участков на местности и представить материалы межеваний в Управление архитектуры и градостроительства администрации города, что не противоречит статьям 68 и 69 Земельного кодекса РФ.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о нарушении его прав, предусмотренных пунктом 1, подпунктом 3 пункта 3, пунктом 4 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), пунктом 4 Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений", утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. N 105 в части не согласования с ним местоположения границ земельных участков.
Как следует из приложений N 1 и N 2 к оспариваемому распоряжению, площади земельных участков являются ориентировочными, подлежат уточнению при межевании.
Пунктом 2 этого распоряжения предписано землепользователям установить границы земельных участков на местности.
В соответствии с требованиями Закона о государственном кадастре недвижимости, на государственный кадастровый учет не может быть поставлен земельный участок, если в межевом деле не имеется документов, подтверждающих факт согласования границ формируемого земельного участка со смежными землепользователями.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок под объектом недвижимости - зданием высшего профессионального училища N 29, до настоящего времени не сформирован, работы по межеванию не проводились, а как следует из Приложения N 2 к распоряжению N 2203-ра, площадь земельного участка 3177,4 кв.м. является ориентировочной, подлежит уточнению при межевании.
Само по себе распоряжение N 2203-ра не может свидетельствовать об окончательном формировании этого земельного участка, и не влечет каких-либо юридических последствий для правообладателей, в том числе по регистрации земельного участка как объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 28.07.2008 г.) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Суд соглашается с утверждением заявителя о не соответствии оспариваемого распоряжения пункту 7 ст.36 Земельного кодекса РФ в той части, что утверждение проектов границ земельного участка возможно только после обращения с соответствующим заявлением заинтересованных лиц либо уполномоченных органов, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, а также после изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка.
Однако такое не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону не привело к нарушению прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оспариваемое распоряжение, без проведения работ по формированию земельного участка, не может являться основанием для предоставления этого земельного участка, а также основанием для включения земельных участков в Государственный кадастр недвижимости. Как следует из приложения N 1 и N 2 к распоряжению, площади земельных участков являются ориентировочными и подлежат уточнению при межевании, а пунктом 2 распоряжения землепользователям предписано установить границы земельных участков на местности, и предоставить материалы межеваний в Управление архитектуры и градостроительства администрации города.
По своей сущности распоряжение N 2203-ра от 28.07.2008 г. является утверждением органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что не противоречит пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, решил:
В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом "Комсомолка" требований о признании недействительным распоряжения главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.07.2008 г. N 2203-ра "Об утверждении проектов границ земельных участков" отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 апреля 2009 г. N А73-14281/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 2009 г. N Ф03-4425/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании