Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 22 января 2009 г. N А73-13796/2008
(извлечение)
Заместитель прокурора Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании не действующими следующих положений Порядка предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета городского поселения "Рабочий поселок Лазарев", утвержденного решением от 02.11.2005 N 68 Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Порядок):
- подпункта 1 пункта 2.1 в части условия о том, что юридическое лицо, зарегистрировано в установленном порядке на территории городского поселения и осуществляет деятельность на территории городского поселения;
- подпункта 5 части 2 пункта 3.2 в части обязания приложения справки налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справки банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу;
- подпункта 2 части 1 пункта 3.5 в части представления документов, подтверждающих правособственности на имущество.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем письменном отзыве согласился с иском заместителя прокурора Хабаровского края.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.11.2005 принято решение N 68 "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета городского поселения "Рабочий поселок Лазарев", которое опубликовано в Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 30.11.2005 N 3.
Заместитель прокурора Хабаровского края оспорил некоторые положения названного Порядка, полагая их не соответствующими федеральному законодательству и ограничивающими права и интересы юридических лиц при предоставлении им бюджетного кредита.
В силу требований части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Конституцией Российской Федерации (статьи 7, 74) гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, недопущение установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами не предусмотрено каких-либо ограничений в зависимости от субъекта использования бюджетного кредита и территории его деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 пункта 3.2 Порядка юридическое лицо, претендующее на получение бюджетного кредита, к заявлению прилагает в том числе справку налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справку банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу.
Согласно частям 4, 5 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами местного самоуправления, представляющими муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением, или, по их поручению, уполномоченным лицом.
Пунктом 2 части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Таким образом, суд считает, что подпунктом 5 части 2 пункта 3.2 Порядка установлены дополнительные условия получения бюджетного кредита, не предусмотренные бюджетным законодательством.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 3.5 Порядка в случае, если способом обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита является залог, юридическое лицо должно представить в числе документов, необходимых для оформления договора о залоге имущества, в том числе документы, подтверждающие право собственности на указанное имущество.
В силу пункта 2 статьи 335 Гражданского кодекса Российской Федерации залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге", согласно которому залогодателем может быть лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или полного хозяйственного ведения.
Таким образом, предметом залога может быть имущество, принадлежащее залогодателю как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения, в связи с чем истребование только документов, подтверждающих право собственности на имущество, являющееся предметом залога, противоречит приведенным положениям Гражданского кодекса РФ.
Оспоренные прокурором положения нормативного правового акта не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и интересы юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. возлагаются на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
заявленные заместителем прокурора Хабаровского края требования удовлетворить.
Признать недействующими следующие положения Порядка предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета городского поселения "Рабочий поселок Лазарев", утвержденного решением от 02.11.2005 N 68 Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края:
- подпункт 1 пункта 2.1 в части условия о том, что юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке на территории городского поселения и осуществляет деятельность на территории городского поселения - как не соответствующий части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- подпункт 5 части 2 пункта 3.2 в части обязания приложения справки налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справки банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу - как не соответствующий частям 4 и 5 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- подпункт 2 части 1 пункта 3.5 в части представления документов, подтверждающих право собственности на имущество, - как не соответствующий пункту 2 статьи 335 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 января 2009 г. N А73-13796/2008
Текст решения опубликован в Приложении к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, III квартал 2009 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании