Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 18 мая 2009 г. N А73-468/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 сентября 2009 г. N Ф03-4628/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения суда оглашена 13.05.2009г.
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее -- истец) обратилась в суд с иском к Администрации г.Хабаровска о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности на здание военного комиссариата Железнодорожного района г. Хабаровска площадью 1650,40 кв.м., расположенного по адресу г. Хабаровск, пр. 60-летия Октября, 212, а также о признании права федеральной собственности на указанный объект недвижимости по указанному адресу общей площадью 1635,80 кв.м. (с учетом уточнения исковых требований, в порядке ст. 49 АПК принятых судом).
В порядке ст. 51 АПК к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Военный комиссариат Хабаровского края (далее -- Краевой военкомат), Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО (далее -- УФРС), Военный комиссариат Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска (далее -- Военкомат районов).
Решением суда от 17.07.2008 г., оставленным в силе апелляционной инстанцией, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2009 г. судебные акты отменены, дело направлено на повторное рассмотрение в первую инстанцию.
В порядке части 2 ст. 289 АПК кассационной инстанцией даны указания проверить соответствие решения 6-й сессии 21-го созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов от 10.10.1991 г. как основания государственной регистрации оспариваемого права на объект недвижимости действующему в соответствующий период законодательству.
При повторном рассмотрении дела в судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в соответствии с доводами искового заявления. Дополнительно указала, что решение 6-й сессии 21-го созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов от 10.10.1991 г. официально не опубликовано, в части передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность противоречило действовавшему в спорный период Закону РСФСР от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", поэтому в данной части является недействительным.
Представители ответчика возразили в соответствии с доводами отзыва, дополнениями к отзыву. Представили регистрационное удостоверение БТИ г. Хабаровска от 20.10.1986 г. N 450 о регистрации права собственности на спорный объект недвижимости за ЖПТЭТ-3, сослались на наличие законных оснований для возникновения и государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. Указала, что истцом не представлены доказательства закрепления за военным комиссариатом Железнодорожного района спорного объекта и передачи данного объекта военному комиссариату до 1991 года.
Представители военкоматов заявленные требования поддержали, указали, что спорный объект передан военному комиссариату Железнодорожного района г. Хабаровска в 1988 г., с данного момента использовался военным комиссариатом в целях, определенных Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности".
УФРС отзыв не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.05.2009 г. по 13.05.2009 г. О перерыве, времени и месте продолжения судебного заседания стороны уведомлены публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости здание военного комиссариата, инв.N 8394 общей площадью 1642,70 кв.м. по адресу г. Хабаровск, пр. 60-летия Октября, 212, год постройки 1959 (технический паспорт 2005г.), на основании решения от 10.10.1991 г. 6-й сессии Хабаровского краевого Совета народных депутатов 21-го созыва (далее -- решение краевого совета от 10.10.1991 г.) включен в реестр муниципальной собственности г. Хабаровска (городской округ "Город Хабаровск").
Материалами дела подтверждается, что спорный объект на момент принятия решения краевого совета от 10.10.1991 г. находился на балансе МУП ЖПЭТ N 3 и относился к объектам данного муниципального предприятия, находившимся в муниципальной собственности (регистрационное удостоверение БТИ г. Хабаровска от 20.10.1986 г. N 450).
Закрепление спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности произведено на основании п. 1 решения краевого совета от 10.10.1991г. как имущества предприятий, находящихся в ведении соответствующего городского совета народных депутатов, как отдельно стоящего здания, находящегося на балансе предприятия, подведомственного местным Советам.
Согласно справке краевого учреждения юстиции от 04.04.2000 г. в отношении спорного объекта зарегистрировано оспариваемое право муниципальной собственности г.Хабаровска.
В соответствии со справкой ГУ КБТИ от 19.07.2006 г. по данным инвентаризации на 11.07.2005 г. за счет произведенной в здании внутренней перепланировки общая площадь здания уменьшилась до 1635,80 кв.м. Произведенная внутренняя перепланировка, не затрагивающая конструктивные элементы и другие характеристики недвижимости безопасности объекта, согласована Департаментом архитектуры, строительства и землепользования письмом от 02.08.2006 г. N 01-61/6401.
При этом материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что спорный объект недвижимого имущества используется комиссариатом с 1988 г. Использование военным комиссариатом по целевому назначению спорного объекта с 1988 г. подтверждено наименованием объекта недвижимости, целью его использования в соответствии с техническим паспортом, и представленными истцом письмами 1988-1989 годов учреждений и организаций по вопросам учета военнообязанных граждан, направлявшимися в Железнодорожный райвоенкомат по вышеуказанному адресу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Нормами приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 г. N 1372 (Положения о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. N 1132), установлено, что имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе находятся соответствующие объекты, и от ведомственной подчиненности соответствующих предприятий, относится к федеральной собственности.
Вместе с тем, все указанные нормативные акты приняты позднее решения краевого совета от 10.10.1991 г. как ненормативного акта, на основании которого зарегистрировано оспариваемое право.
Согласно п. 16 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 установленный данным нормативным правовым актом порядок разграничения государственной собственности не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность городов, районов в порядке, установленном Закона РСФСР от 21.11.1990 г. N 343-1 "О дополнительных полномочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям".
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР от 21.11.1990 г. N 343-1 "О дополнительных полномочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" в области формирования муниципальной собственности краевые советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества, для передачи их в муниципальную собственность и протоколы их согласования с вышестоящими и нижестоящими советами, вносят соответствующие предложения о передаче имущества в муниципальную собственность в вышестоящие Советы.
Решение о составе муниципальной собственности, находящейся в ведении местного совета народных депутатов, при соблюдении указанной процедуры и условий принимает вышестоящий Совет народных депутатов.
Данные положения соответствуют части 3 ст. 20 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" в редакции, действовавшей до принятия Указа Президента РФ от 24.121993 г. N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
Материалами дела подтверждается, что в спорном случае применен указанный порядок разграничения государственной и муниципальной собственности, поэтому оснований для применения в указанных целях положений постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 не имеется.
Судом не может быть принят довод истца и комиссариатов о том, что спорный объект передан в муниципальную собственность с нарушением действовавшего в соответствующий период законодательства о местном самоуправлении.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" в муниципальной собственности могут находиться промышленные предприятия, имущественные комплексы, иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед муниципальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Доказательств строительства спорного объекта в целях использования в качестве военного комиссариата за счет государственных (республиканских) средств либо закрепления в установленном порядке спорного объекта за военным комиссариатом истцом не представлено.
Напротив, ответчиком представлены приведенные выше доказательства, подтверждающие закрепление спорного объекта на момент принятия решения краевого совета от 10.10.1991 г. за ЖПЭТ N 3 в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах само по себе использование спорного объекта военкоматом в учредительных целях при отсутствии указанных доказательств не является основанием для приобретения права федеральной собственности.
Суд приходит к выводу, что закрепление спорного объекта решением краевого совета от 10.10.1991 г. в собственности муниципального образования города Хабаровска является законным.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до введения в действие данного федерального закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Основания для отклонения доводов ответчика о пропуске истцом срока исковой давности приводились судом при первоначальном рассмотрении дела, кассационной инстанцией не опровергнуты. Однако данное обстоятельство с учетом вышеизложенного не влечет удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-171, 176 АПК, суд решил
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 мая 2009 г. N А73-468/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 сентября 2009 г. N Ф03-4628/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании