Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 июня 2009 г. N А73-5608/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2009 г. N Ф03-4923/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 гор. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - МОУ "СОШ N 2") обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ и принятым судом требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области и Сахалинской области от (далее - Управление Россельхознадзора) от 14.04.2009 N 10-23/004 о привлечении к административной ответственности по статье 10.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного органа с заявленным требованием не согласился. Считает доказанным как факт вменяемого правонарушения, так и вину юридического лица. Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ не усматривает.
Судом по материалам дела установлено следующее.
26.02.2009 Амурской городской прокуратурой совместно с Северным межрайонным отделом Управления Россельхознадзора проведена проверка деятельности МОУ "СОШ N 2" по соблюдению ветеринарного законодательства в ходе которой установлено, что учреждением осуществляется хранение и переработка продукции животного происхождения с нарушением норм действующего законодательства, а именно, без сопроводительных ветеринарных документов.
02.03.2009 по результатам проверки Амурским городским прокурором в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по статье 10.8. КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Материалы проверки направлены для рассмотрения по подведомственности в Управление Россельхознадзора.
14.04.2009 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 10-23/004, которым МОУ"СОШ N 2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8. КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Несогласие учреждения с указанным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в суд.
Заслушав прояснения участника процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8. данного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
Как установлено статьей 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (далее - Закон "О ветеринарии"), государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением; разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил; надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф; применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Закону "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в статье 5 настоящего Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 1, 3 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением: ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории; требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно - санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Таким образом, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, ЕАО и Сахалинской области наделен в соответствие с пунктом 3 Положения и Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении полномочиями по осуществлению ветеринарного надзора и рассмотрению дела об административном правонарушении по статье 10.8. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 10.8. КоАП РФ, нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 15 Закона "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В силу статьи 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия). Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей статьи 20 указанного Закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Из пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (Приложение к Приказу Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422) следует, что настоящие Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок. Партии грузов должны сопровождаться:
- ветеринарными свидетельствами форм N 1, 2, 3 (Приложения N N 1 - 3) - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;
- ветеринарными справками формы N 4 (Приложение N 4) - при перевозке грузов в пределах района (города);
- ветеринарными сертификатами форм N 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l (приложения N 5 - 15а) - при вывозе грузов с территории Российской Федерации;
- ветеринарными сертификатами формы N 6.1, 6.2 и 6.3 (Приложения N N 16 - 18) - при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.
Ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Судом по материалам дела установлено и заявителем не оспаривается, что в ходе проверки был установлен факт хранения и переработки в МОУ "СОШ N 2" продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.
Таким образом, следует признать правомерной квалификацию действий учреждения по статье 10.8. КоАП РФ.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт вменяемого правонарушения и вина учреждения, выраженная в непринятии всех возможных мер по соблюдению установленного государством порядка в области ветеринарии в целях обеспечения безопасности здоровья населения, а также в отсутствии со стороны учреждения должного производственного контроля за соблюдением порядка хранения и переработки продуктов животноводства.
Подлежит отклонению как несостоятельный довод учреждения о возможности применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9. КоАП РФ в силу следующего.
Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В обоснование возможности применения положений указанной нормы учреждение ссылается на такие обстоятельства как совершение правонарушения впервые, смена поставщика продукции, отсутствие вреда и тяжких последствий от правонарушения, устранение последствий нарушения.
Как указано в пункте 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу изложенного, указанные заявителем обстоятельства не могут быть приняты судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
МОУ "СОШ N 2" является общеобразовательным учреждением, обеспечивающим, в том числе, питание обучающихся в нем детей. Поэтому с учетом роли правонарушителя, совершенное им правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный государством обязательный порядок общественных отношений в сфере ветеринарии, направленный, в том числе, на обеспечение здоровья граждан.
По своей юридической конструкции правонарушение, предусмотренное статьей 10.8. КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей в области соблюдения порядка хранения и переработки продуктов животноводства.
Обстоятельства совершенного учреждением деяния не свидетельствуют о малозначительности правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления Управления Россельхознадзора от 14.04.2009 N 10-23/004 незаконным и его отмены. Дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне. Не установив обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный орган обоснованно применил минимальный размер санкции, предусмотренной статьей 10.8. КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требования муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 2 гор. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области и Сахалинской области от 14.04.2009 N 10-23/004 о привлечении к административной ответственности по статье 10.8. КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 июня 2009 г. N А73-5608/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2009 г. N Ф03-4923/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании