Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 мая 2009 г. N А73-2441/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5434/2009 настоящее решение оставлено без изменения
резолютивная часть провозглашена 14.05.2009
ОАО "Находкинский морской торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 52 809,30 руб. пеней за просрочку доставки грузов.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика иск не признал, представил дополнительные документы. В случае удовлетворения иска просил уменьшить пени на основании статьи 333 ГК РФ ввиду несоразмерности.
Претензионный порядок разрешения спора соблюден.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, перевозчиком по железнодорожной накладной ЭЛ 662083 от 04.02.2008 груз был доставлен с просрочкой на 5 суток, в связи с чем размер пеней составил 52 809,30 руб.
Из ответа на претензию от 02.04.2008 следует, что спорный вагон задерживался в пути следования по причине занятости фронта выгрузки грузоотправителя.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, в арбитражном суде не могут подтверждаться иными доказательствами.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила - 27), предусмотрены определенный порядок, которым оформляется продление срока доставки из-за возникновения причин, указанных в правилах, а также основания увеличения сроков доставки грузов на все время задержки, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Акты общей формы, отметки в железнодорожной накладной и досылочных документах сами по себе не могут являться основанием для продления срока доставки, поскольку законом предусмотрен иной порядок для его увеличении и оформления.
Из материалов дела следует, что спорный вагон задерживался на станции Артем из-за занятости фронта выгрузки грузополучателя, о чем составлен акт общей формы (далее - АОФ) N 600234 от 13.02.2008.
По Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте России 30.06.2003 за N 4856, обстоятельство, являющееся основанием для возникновения ответственности участника перевозки, удостоверяется актом общей формы.
Это удостоверение должно производиться по факту события.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 за N 4764 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
АОФ N 600234 от 13.02.2008 составлен со ссылкой на распоряжение N 333 о бросании вагонов поезда N 2916.
Доказательства неприема груза грузополучателем, оформленные в установленном законом порядке, подтверждающие обоснованность издания распоряжения N 333 о бросании и предшествующие ему, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о взыскании пеней обоснованными.
Доводы ответчика в той части, что вагон находился в прицепной части и расчет доставки следует производить на основании пункта 4.3 Правил исчисления сроков доставки, судом отклоняются в связи с тем, что при отправке вагона срок доставки исчислен перевозчиком до 21.02.2006 без отметки "прицепная часть", истцом правомерно произведен расчет срока доставки груза доставки отправительским маршрутом на основании пункта 2.3.1 Правил исчисления сроков доставки. Доказательств нахождения вагона в прицепной части суду не представлено, натурный лист по формированию состава по станции Хабаровск-2 не является доказательством отправки вагона в прицепной части со станции отправления, как и архив вагонов.
Заявление ответчика о снижении пеней суд считает необходимым отклонить, так как иск заявлен о взыскании пеней за просрочку доставки груза на 5 суток, несоразмерность по отношению к провозной плате, составляющей 117 354 руб. отсутствует.
В порядке статьи 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине следует возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Находкинский морской торговый порт" 52 809,30 руб. пеней за просрочку доставки груза и расходы по государственной пошлине в размере 2 084,27 руб., всего 54 893,57 руб.
Решение может быть обжаловано в Шестой Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через суд его вынесший.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 мая 2009 г. N А73-2441/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5434/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании