Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 мая 2009 г. N А73-2442/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5435/2009 настоящее решение оставлено без изменения
резолютивная часть провозглашена 14.05.2009
ОАО "Находкинский морской торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 25 411,95 руб. пеней за просрочку доставки грузов.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика иск не признал, представил дополнительные документы. В случае удовлетворения иска просил уменьшить пени на основании статьи 333 ГК РФ ввиду несоразмерности.
Претензионный порядок разрешения спора соблюден.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, перевозчиком по железнодорожной накладной ЭЛ 661897 от 04.02.2008 груз был доставлен с просрочкой на 5 суток от срока доставки, определенного по правилам пункта 2.3.1 Правил исчисления сроков доставки, в связи с чем размер пеней составил 25 411,95 руб.
Из ответа на претензию от 02.04.2008 следует, что спорный вагон задерживался в пути следования по причине занятости фронта выгрузки грузоотправителя.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, в арбитражном суде не могут подтверждаться иными доказательствами.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила - 27), предусмотрены определенный порядок, которым оформляется продление срока доставки из-за возникновения причин, указанных в правилах, а также основания увеличения сроков доставки грузов на все время задержки, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Акты общей формы, отметки в железнодорожной накладной и досылочных документах сами по себе не могут являться основанием для продления срока доставки, поскольку законом предусмотрен иной порядок для его увеличении и оформления.
Из материалов дела следует, что спорный вагон задерживался на станции Артем из-за занятости фронта выгрузки грузополучателя, о чем составлен акт общей формы (далее - АОФ) N 600234 от 13.02.2008.
По Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте России 30.06.2003 за N 4856, обстоятельство, являющееся основанием для возникновения ответственности участника перевозки, удостоверяется актом общей формы.
Это удостоверение должно производиться по факту события.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 за N 4764 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
АОФ N 600234 от 13.02.2008 составлен со ссылкой на распоряжение N 333 о бросании вагонов поезда N 2916.
Доказательства неприема груза грузополучателем, оформленные в установленном законом порядке, подтверждающие обоснованность издания распоряжения N 333 о бросании и предшествующие ему, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о взыскании пеней обоснованными.
Доводы ответчика в той части, что вагон находился в прицепной части и расчет доставки следует производить на основании пункта 4.3 Правил исчисления сроков доставки, судом отклоняются в связи с тем, что при отправке вагона срок доставки исчислен перевозчиком до 16.02.2006 без отметки "прицепная часть", что на один день меньше при расчете доставки отправительским маршрутом, рассчитанном в претензии и иске. Доказательств нахождения вагона в прицепной части суду не представлено, натурный лист по формированию состава по станции Хабаровск-2 не является доказательством отправки вагона в прицепной части со станции отправления.
Заявление ответчика о снижении пеней суд считает необходимым отклонить, так как иск заявлен о взыскании пеней за просрочку доставки груза на 5 суток, несоразмерность по отношению к провозной плате, составляющей 56 471 руб. отсутствует.
В порядке статьи 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине следует возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Находкинский морской торговый порт" 25 411,95 руб. пеней за просрочку доставки груза и расходы по государственной пошлине в размере 1 016,47 руб., всего 26 428,42 руб.
Решение может быть обжаловано в Шестой Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через суд его вынесший.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
т
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 мая 2009 г. N А73-2442/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5435/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании