Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 18 мая 2009 г. N А73-2952/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5529/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Хабмедснаб" (далее - заявитель, ООО "Хабмедснаб") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска и Муниципального учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница имени А.К.Пиотровича", связанных с заключением ими муниципального контракта N 3319 от 21.11.2008 с Обществом с ограниченной ответственностью "Адонай".
Доводы заявителя обоснованы тем, что действия этого учреждения не соответствуют статьям 9, 29 Федерального закона N 94-ФЗ, а спорный контракт заключен с обществом по недостоверным сведениям, с предоплатой за товар без его принятия по товарно-транспортным накладным без каких-либо претензий к качеству. Заявитель также считает, что спорный контракт в этом случае должен быть заключен с ООО "Хабмедснаб".
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Администрация города Хабаровска, в качестве третьего лица Общество с ограниченной ответственностью "Адонай". Кроме того из состава участвующих в деле лиц исключена конкурсная комиссия Управления здравоохранения г. Хабаровска.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича" (далее - учреждение, больница) согласно отзыву доводы и требование заявителя отклонило, считая их необоснованными. Так, учреждение возражает против возможности рассмотрения предмета спора в порядке главы 24 АПК РФ с учетом того, что учреждение не относится к органам, перечисленным в статье 198 АПК РФ. Кроме того, считает, что заявителем по неуважительной причине пропущен срок на обжалование действий; решением Арбитражного суда от 27.03.2009 по делу N А73-14204/2008 ООО "Хабмедснаб" уже было отказано в признании торгов и договора недействительными.
Администрация города Хабаровска согласно отзыву с доводами и требованием заявителя не согласилось, считая их необоснованными. По мнению этого ответчика, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав, который не позволяет восстановить его права (если права были нарушены).
Отзыв третьего лица - ООО "Адонай" соотносится с доводами отзывов учреждения и Администрации г.Хабаровска и не признает требование заявителя.
С согласия представителей участвующих в деле лиц суд перешел из предварительного судебного заседания к рассмотрению заявления по существу в одном судебном заседании.
В судебном заседании представитель ООО "Хабмедснаб" считает, что контракт заключен на основании ложных документов, поэтому настаивал на заявленном требовании по доводам, изложенным в заявлении. Кроме того, представив мотивированное ходатайство в порядке части 4 статьи 198 АПК РФ, представитель считает, что срок на обжалование оспариваемого действия им не пропущен, поскольку о факте заключения контракта общество узнало только 29.12.2008 из письма больницы N 01/579 от 24.12.2008.
Представители ответчиков и третьего лица требование заявителя отклонили как необоснованные.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено следующее.
Администрацией города Хабаровска был объявлен открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на поставку медицинского оборудования для учреждений здравоохранения в 2008 году. При этом по лоту N 1 размещен заказ на поставку медицинского оборудования для МУЗ "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича".
Заявки на участие в конкурсе по лоту N 1 подали ООО "Адонай", ООО "Восточная медицинская компания", ООО "Хабмедснаб". Согласно протоколу оценки конкурсных заявок N 124/52.3 от 07.11.2008 победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО "Адонай", второе место присвоено ООО "Хабмедснаб".
Не согласившись с итогами оценки заявок участников, ООО "Хабмедснаб" направило соответствующую жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю. Решением Хабаровского УФАС России N 143 от 21.11.2008 жалоба заявителя признана необоснованной. Вместе с тем некоторые действия заказчика при проведении конкурса признаны противоречащими пункту 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов с предупреждением о недопущении нарушений при последующем проведении торгов.
21.11.2008 заказчиком размещения заказов заключен с ООО "Адонай" муниципальный контракт N 3319 на поставку медицинского оборудования. При этом контракт подписан учреждением на основании итогов конкурса и от имени заказчика размещения заказа - Администрации города Хабаровска. Такие полномочия были предоставлены учреждению Распоряжением Мэра города Хабаровска от 29.11.2933-р "О наделении руководителей муниципальных учреждение правом подписания договоров (контрактов) по муниципальному заказу" (пункт 6 приложения N 2 к распоряжению).
Из материалов дела также следует, что постановлениями следователя по ОВД по г. Хабаровску от 25.12.2008, старшего следователя по СУ при УВД Хабаровского края от 16.02.2009 было отказано в заявлении ООО "Хабмедснаб" о возбуждении уголовного дела в отношении членов конкурсной комиссии и должностных лиц ООО "Адонай" по факту представления на конкурс заведомо ложных сведений о характеристиках медицинского оборудования.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что контракт N 3319 со стороны ООО "Адонай" исполнен, медицинское оборудование поставлено медицинскому учреждению, установлено, инсталлировано и уже функционирует.
Несмотря на эти обстоятельства, ООО "Хабмедснаб" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании недействительными конкурса N 124/5 и договора по результатам торгов. Вступившим в законную силу решением суда от 03.04.2009 по делу N А73-14204/2008 в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Кроме того, используя процессуальные возможности, ООО "Хабмедснаб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ обжалуемые заинтересованным лицом решения, действия (бездействие) государственного, муниципального и иных органов могут быть признаны судом недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии оспариваемых решений, действий (бездействия) действующему законодательству; 2) нарушения оспариваемым решением, действием (бездействие) экономических прав заявителя в предпринимательской или иной деятельности.
Согласно части 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По материалам дела судом установлено, что срок на обжалование оспариваемого действия заявителем не пропущен, поскольку о факте заключения контракта N 3119 общество узнало только 29.12.2008 из письма больницы N 01/579 от 24.12.2008. Доводы ответчиков и третьего лица о том, что о заключении контракта ООО "Хабмедснаб" узнало или должно было узнать раньше, не подтверждены соответствующими доказательствами и поэтому судом во внимание не приняты. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для разрешения вопроса о восстановлении срока на обжалование оспариваемых действий.
В этой связи заявление ООО "Хабмедснаб" рассмотрено судом по существу.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требования.
В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Заключение государственного или муниципального контракта по результатам проведения конкурса с таким участником (победителем) производится в порядке статьи 29 Федерального закона N 94-ФЗ.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства по спорному конкурсу по лоту N 1 Администрацией города Хабаровска был размещен заказ на поставку медицинского оборудования для МУЗ "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича". Согласно протоколу оценки конкурсных заявок N 124/52.3 от 07.11.2008 победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО "Адонай", второе место присвоено ООО "Хабмедснаб".
При таких обстоятельствах по итогам проведения конкурса заказчик обязан был заключить с ООО "Адонай" контракт в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона N 94-ФЗ.
Такой контракт за N 3319 действительно заключен с победителем 21.11.2008, который в установленном статьями 166-179 Гражданского кодекса РФ порядке не признан недействительным. Кроме того, не признаны недействительными в установленном статьей 449 ГК РФ порядке и проведенные торги в отношении лота N 1, а контракт N 3319 фактически исполнен со стороны ООО "Адонай".
В рассматриваемом случае ООО "Хабмедснаб" в порядке главы 24 АПК РФ предлагает признать незаконными действия МУЗ "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича" по заключению им контракта с ООО "Адонай".
Однако заявителем необоснованно не учтено следующее.
Из материалов дела видно, что МУЗ "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича" спорный конкурс не проводило, заказчиком размещения муниципального заказа не является. Контракт с ООО "Адонай" N 3319 от 21.11.2008 заключен этим учреждением на основании итогов конкурса и от имени заказчика размещения заказа - Администрации города Хабаровска. Такие полномочия предоставлены учреждению Распоряжением Мэра города Хабаровска от 29.11.2933-р "О наделении руководителей муниципальных учреждение правом подписания договоров (контрактов) по муниципальному заказу".
Из указанных обстоятельств следует, что МУЗ "Детская инфекционная больница имени А.К. Пиотровича" фактически не выполняло функции муниципального органа по проведению конкурса, а следовательно, конкретные действия учреждения, связанные с заключением и исполнением контракта не могут быть заявлены к этому лицу в порядке статьи 198 АПК РФ.
Доводы заявителя со ссылкой на положения статьи 198 АПК РФ, в соответствии с которой якобы можно оспорить действия и "иных органов" являются ошибочными.
Из толкования положений статьи 198 АПК РФ следует, что под "иными органами" эта правовая норма рассматривает любые государственные, муниципальные органы, их должностных лиц и иных органов, которые наделены властными полномочиями в реализации возможных публичных правоотношений с иными организациями.
В рассматриваемом случае сам факт заключения контракта от имени заказчика не свидетельствует о том, что муниципальное учреждение здравоохранения выполняло какие-либо властные полномочия, а при заключении контракта выступало от собственного имени.
Доводы заявителя о незаконности действий Администрации г.Хабаровска по заключению спорного контракта также не могут быть признаны обоснованными, учитывая положения статьи 29 Федерального закона N 94-ФЗ, указывающими на обязанность заказчика размещения заказа заключить контракт с победителем конкурса.
При этом, исполняя эти обязанности, заказчик размещения заказа не оспаривает заявку ООО "Адонай", представленную на конкурс.
Из материалов дела также следует, что правоотношения по проведению спорного конкурса ранее уже были предметом рассмотрения в Хабаровском управлении Федеральной антимонопольной службы и в Арбитражном суде Хабаровского края по делу N А73-14204/2008.
При этом решением Хабаровского УФАС России (л.д.41-43) жалоба участника конкурса признана необоснованной. Это решение антимонопольного органа ООО "Хабмедснаб" в судебном порядке не было обжаловано и вступило в законную силу.
По отдельному заявлению ООО "Хабмедснаб" также оспорило в Арбитражный суд Хабаровского края итоги проведения конкурса N 124/52 по лоту N 1. Однако вступившим в законную силу решением суда от 03.04.2009 по делу N А73-14204/2008 в требованиях истца о признании недействительным конкурса и договора, заключенного по результатам торгов отказано. В этом деле участвовали те же лица, что в и настоящем деле.
При этом из решения суда по делу N А73-14204/2008 следует, что проведение конкурса и заключение контракта с победителем N 3319 от 21.11.2008 соответствует и не противоречит Федеральному закону N 94-ФЗ и статьям 447-449 ГК РФ; истец не доказал нарушение законодательства при проведении торгов, а также нарушение своих прав в осуществлении предпринимательской деятельности.
Следовательно, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные судом по делу N А73-14204/2008 имеют преюдициальное значение и подлежат учету при рассмотрении настоящего дела.
Все доводы заявителя направлены на переоценку ранее вынесенных решений Хабаровского УФАС России и судебного акта от 03.04.2009 по делу N А73-14204/2008, которые не могут быть учтены арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного суд считает, что права заявителя заключением и дальнейшим исполнением в последующем муниципального контракта N 3319 с победителем конкурса не нарушены.
Арбитражный суд также соглашается с возражениями ответчиков и третьего лица о неправильно выбранном заявителем способе защиты и также считает, что его заявление направлено на недействительность контракта N 3319, которое должно рассматривается в рамках искового производства.
Принимая во внимание изложенное, основания для удовлетворения требования ООО "Хабмедснаб" отсутствуют.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в сумме 2 000 руб. возлагается на ООО "Хабмедснаб" и не взыскивается, поскольку полностью уплачена при подаче заявления в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Хабмедснаб" о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска и Муниципального учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница имени А.К.Пиотровича", связанных с заключением ими муниципального контракта N 3319 от 21.11.2008 с Обществом с ограниченной ответственностью "Адонай" - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 мая 2009 г. N А73-2952/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2009 г. N Ф03-5529/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании