Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 27 июля 2009 г. N А73-6805/2009
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2009.
Решение в полном объеме изготовлено 27.07.2009.
ОАО "Восточный порт" обратилось с иском к ОАО "РЖД" в лице - "Дальневосточная железная дорога" о взыскании пени в размере 106 705 руб. 00 коп. за просрочку доставки груза (уголь каменный).
Представитель истца исковые требования поддержал по основаниям искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, сославшись на то, что вагоны прибыли на станцию назначения до истечения срока доставки и простаивали на путях станции ввиду неприема под выгрузку на объявленное время подачи из-за занятости фронтов выгрузки по вине грузополучателя. В случае удовлетворения иска просил суд применить ст. 333 ГК РФ и уменьшить пеню.
Ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу суд отклонил, поскольку ответчик не представил доказательства зависимости настоящего спора от решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8423/2009.
В судебном заседании судом был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ.
Материалами дела установлено, что 27.04.2008 со станции Ленинск-Кузнецкий-2 Западно-Сибирской железной дороги отправлен в адрес истца до станции Находка-Восточная ДВЖД по железнодорожной накладной N ЭО 594457 в вагоне N 67695767 и по железнодорожной накладной N ЭО 594404 в вагоне N 63628549 груз - уголь каменный.
Истцу указанные вагоны с грузом доставлены под выгрузку 28.05.2008, что подтверждается памяткой приемосдатчика.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила) просрочка в доставке груза составила 13 суток.
В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров, перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению на основании вышеуказанной нормы, что составляет 106 705 руб. 00 коп., то есть в размере провозной платы.
Возражения ответчика суд находит необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 6.3. Правил предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
О причинах задержки груза, предусмотренных п. 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах (п. 6.7. Правил).
Согласно п. 6.7. Правил в графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о станции, на которой задержан груз, причина задержки, срок увеличения доставки (в сутках), номер и дата составления акта общей формы по факту задержки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Поскольку указанные выше железнодорожные накладные не содержат надлежащих отметок о задержке груза на станциях по указанным причинам (нет отметки о задержке груза на станции назначения), ответчиком не предоставлено доказательств о направлении извещения грузополучателю об оставлении вагонов в связи с занятостью фронтов выгрузки на основании приказа., а так же не доказано что техническая неисправность возникла не зависящим от перевозчика причинам, то суд считает, что ответчик не доказал факта задержки груза по причинам, изложенным в п. 6.3. Правил.
Довод ответчика о том, что вагоны простаивали на станции назначения по причине занятости фронтов выгрузки по вине грузополучателя, суд не принимает, поскольку указанный довод не подтвержден доказательствами.
Вагон простаивал на станции назначения с 15.05.2008. Подан под выгрузку 28.05.2008 г.
Согласно ст. 33 УЖТ, простой вагона по причинам, зависящим от грузополучателя, освобождает перевозчика от ответственности.
Согласно ст. 34 УЖТ, перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Согласно п. 16 Правил выдачи грузов, при подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, не более двух часов, вагоны считаются поданными с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя, обслуживающего грузополучателя своим локомотивом, о предстоящей подаче.
Уведомлений о первичных и повторных подачах вагонов под выгрузку перевозчик не представил.
В соответствии со ст. 119 УЖТ РФ, по требованию грузополучателя перевозчик должен составить коммерческий акт на непередачу груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Письменное требование истца о выдаче коммерческого акта перевозчиком оставлено без ответа. Данный факт свидетельствует о неготовности перевозчика подать в установленный договором срок вагоны под выгрузку.
В материалах дела имеется уведомление истца N УК-900 от 07 мая 2008 г на подачу вагонов под выгрузку на ППК-3, в том числе и спорного, а также акт от 07.05.2008, составленный ОАО "Восточный порт", о том, что представитель перевозчика от приема уведомления отказался.
Учитывая количество дней просрочки, сумму взыскания, суд не находит оснований для применения ст. 333 ГК РФ, поскольку ответчик не представил доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки.
Кроме того, статья 97 УЖТ уже предусматривает ограничение взыскания неустойки.
Расходы по уплате государственной пошлине следует взыскать с ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Открытого акционерного общества "Восточный порт" пеню в размере 106 705 руб. 00 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 634 руб. 10 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 июля 2009 г. N А73-6805/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании