Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 23 июня 2009 г. N А73-5787/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2009 г. N Ф03-6526/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2009.
Полный текст решения изготовлен 23.06.2009.
Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО "ДВ сервисно-ремонтная компания") обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции от 14.01.2009 N 720/08-ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.23. Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом привлечено - муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал").
Одновременно заявителем подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого акта, если иной срок не установлен федеральным законом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление направлено административным органом по почтовому адресу общества, однако получено им не было, в связи с чем конверт возвратился за истечением срока хранения в адрес отправителя. Постановление получено обществом от службы судебных приставов 27.04.2009, согласно почтовому штампу на конверте жалоба на постановление направлена в суд 04.05.2009.
Вышеуказанная норма связывает возможность обжалования постановления с моментом его получения, а не с моментом, когда лицо должно было его получить, но не получило.
Таким образом, суд считает, что срок на обжалование постановления заявителем не пропущен.
В ходе судебного разбирательства представитель общества на заявленном требовании настаивал. Считает, что оснований для привлечения к ответственности, поскольку отсутствует вина юридического лица.
Представитель инспекции с требованием не согласился, считает доказанным как факт правонарушения, так и вину юридического лица.
Представитель третьего лица позицию административного органа поддержал.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.06.2009 до 15.06.2009, с 15.06.2009 до 16.06.2009.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при предоставлении коммунальных услуг по водоснабжению гражданам, проживающим, в жилом доме по ул. Промывочной, 60/24 в гор. Хабаровске.
12.12.2008 инспекцией установлен факт нарушения нормативного обеспечения коммунальными услугами, а именно, в квартире N 68, расположенной на 5 этаже вышеуказанного дома, холодная вода подавалась с недостаточным давлением. В периоды максимального водозабора выявлены факты перебоев в подаче холодного водоснабжения в квартире верхнего пятого этажа жилого дома. Давление на вводе (контрольная измерительная точка) 12.12.2008 в 18 часов составляло 1,8 кгс/кв.см, при нормативном уровне - 2,6 кгс/кв.см. Перебои в обеспечении холодного водоснабжения носят длительный характер, с октября 2008 года. 15.10.2008 в адрес управляющей компании - ООО "ДВ сервисно-ремонтная компания" было выдано предписание N 541/5, согласно которому обществу предписано устранить неисправность в системе холодного водоснабжения жилого дома. Принять необходимые меры по обеспечению бесперебойной подачи холодной воды в часы максимального водозабора жильцам верхних этажей по стояку квартиры N 68 и смежного с ним.
По результатам вышеуказанной проверки 15.12.2008 инспекцией в отношении общества с участием представителя по доверенности, при надлежащем уведомлении законного представителя (штамп входящего на уведомлении от 12.12.2008 N 117) составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.23. КоАП РФ.
14.01.2009 заместителем начальника инспекции по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 720/08-ю вынесено постановление о привлечении ООО "ДВ сервисно-ремонтная компания" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 5 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 7.23. КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является административным правонарушением и влечет ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг.
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Под "коммунальными услугами" понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил).
Коммунальными услугами надлежащего качества, в силу пункта 3 Правил, являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (пункт 75 Правил).
Судом по материалам дела установлено, что ООО "ДВ сервисно-ремонтная компания", по отношению к жильцам жилого многоквартирного дома по ул. Промывочной 60/24 в гор. Хабаровске является управляющей организацией, которая обладает признаками исполнителя коммунальных услуг в силу договора управления 01.08.2009 N Пч.60/24. Соответственно управляющая организация приняла на себя обязательства обеспечивать пользователей помещений в жилом доме коммунальными услугами установленного уровня качества в объеме, соответствующем установленным нормативами потребления, поэтому оно является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ.
В ходе инспекционной проверки, проведенной 12.12.2008 установлено, что в часы максимальных нагрузок в квартиры верхних этажей 4 подъезда пятиэтажного дома N 60/24 по ул. Промывочной, холодная вода подается с перебоями.
Согласно акту от 12.12.2008 давление на вводе в дом (контрольная измерительная точка по пер. Шмаковский, д.2) 12.12.2008 в 18 часов составляло 1,8 кгс/кв.см, при нормативном уровне - 2,6 кгс/кв.см. В квартире N 68 жилого дома по ул. Промывочная, 60/24 холодная вода поступает на пониженном давлении.
Факт предоставления услуг холодного водоснабжения с нарушением нормативов подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, бездействия общества правомерно были квалифицированы административным органом по статье 7.23. КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии холодного водоснабжения в вышеназванном жилом доме, было вызвано виновными действиями общества, поскольку данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по исполнению взятых на себя обязательств по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
15.10.2008 Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в адрес общества было выдано предписание N 550/5, в соответствии с которым обществу предписывалось устранить неисправность в системе холодного водоснабжения жилого дома. Принять необходимые меры по обеспечению бесперебойной подачи холодной воды в часы максимального водозабора жильцам верхних этажей по стояку квартиры N 68 и смежного с ним.
Общество ограничилось лишь информированием МУП "Водоканал" об отсутствии холодного водоснабжения на верхних этажах дома, однако судом данная мера признается не достаточной.
Доказательств того, что у общества отсутствовала реальная возможность обеспечить потребителей бесперебойным круглосуточным водоснабжением материалы дела не содержат.
Согласно приложению N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Кроме того, в пункте 76 Правил предусмотрено только одно условие освобождения исполнителя от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг - если он докажет наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Таких доказательств обществом не представлено.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что у административного органа имелось достаточно данных для привлечения ООО "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" к административной ответственности по статье 7.23. КоАП РФ, факт административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания постановления Государственной жилищной инспекции от 14.01.2009 N 720/08-ю незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требования обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции от 14.01.2009 N 720/08-ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.23. КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июня 2009 г. N А73-5787/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2009 г. N Ф03-6526/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании