Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 июля 2009 г. N А73-11067/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2009 г. N Ф03-6684/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 01 июля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Восточный порт" обратилось к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 45 070 руб.
Ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Приморского края дела А51-13364/2008 46-190 по иску перевозчика о взыскании с порта денежных средств, составляющих плату за пользование вагонами, судом отклонено.
Истец, в обоснование исковых требований ссылается на нарушение ответчиком сроков доставки, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Ответчик с иском не согласен, так как вагон задержан на станции Улан-Удэ для устранения технической неисправности, далее простаивал на путях станции назначения по неприему грузополучателем на объявленное время подачи. Приводит и иные основания, изложенные в отзыве. В случае удовлетворения, просит применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд, проанализировав позиции сторон в совокупности с материалами дела и нормами права, подлежащими применению при рассмотрении настоящего иска, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ответчик по договору с грузоотправителем - ОАО "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" осуществлял перевозку угля битуминозного прямым отправительским маршрутом по накладной N ЭЙ 7839870 со станции Ленинск-Кузнецкий-2 Западно-Сибирской ЖД до станции Находка-Восточная ДВЖД, грузополучатель - ОАО "Восточный порт" на экспорт в Японию.
Вагон N 61766663 по указанной накладной прибыл на станцию назначения с просрочкой 23 суток. Предъявленная грузополучателем претензия N СОЖД-50/И/08 от 16.01.2008 отклонена, истец обратился с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а так же соглашением сторон.
Как указано в ст. 33, 97 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ), за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пеню в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст. 29 УЖТ обстоятельств.
Судом установлено, что по железнодорожной накладной N ЭЙ 783987 вагон доставлен с просрочкой 23 суток, размер пеней, рассчитанный истцом, составляет 93 294,90 руб. исходя из определенной провозной платы (45 070,00 руб.), однако в соответствии со ст. 97 УЖТ пени не могут превышать платы за перевозку данного груза, таким образом, сумма взыскиваемой пени составляет 45 070,00 руб.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила), предусмотрено, что срок доставки исчисляется с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления" в зависимости от расстояния перевозки.
По пункту 6.6. Правил, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ и Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ N 45 от 18.03.2003 г., зарегистрированными в Минюсте РФ за номером 4856 от 30.06.2003, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными законом.
Как следует из представленной накладной, вагон задержан на станциях Улан-Удэ по тех. браку, составлен акт общей формы N 5328, однако в нем не указан вид неисправности, отсутствует информация о сроке увеличения доставки груза, не представлены доказательства фактической неисправности вагона (уведомление об отцепке вагона, об окончании ремонта, калькуляция стоимости и сведения об объеме ремонта и др.). Вместе с тем согласно ст. 20 УЖТ РФ, перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны и техническая неисправность не может являться основанием для освобождения перевозчика от ответственности.
Далее вагон прибыл на станцию назначения 23.12.2007 (срок доставки груза истекал 20.12.2007), под разгрузку подан 12.01.2008, т.е. по истечении 23 суток после окончания срока доставки.
На основании статьи 34 УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Акт общей формы N 2/634026 от 25.12.2007, составленный перевозчиком как доказательство занятости фронта выгрузки порта, суд не принимает во внимание, поскольку к нему составлен протокол разногласий, свидетельствующий о возможности выгрузки вагонов, простаивающих на станционных путях. К разногласиям возражений перевозчика не последовало. Грузополучатель обращался к дороге за составлением коммерческого акта на невыдачу спорного вагона. В дорожной ведомости отсутствует отметка о составлении акта общей формы N 2/634026. Вместе с тем, в ксерокопии книги приема уведомлений о времени подачи вагонов под выгрузку отсутствует информация о вагоне N 61766663.
Тогда как в соответствии с пунктом 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
При подаче перевозчиком вагонов без уведомления поданные вагоны учитываются за грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования или пользователем, обслуживающими грузополучателей своим локомотивом, по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.
При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, не более двух часов вагоны считаются поданными с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя, обслуживающего грузополучателя своим локомотивом, о предстоящей подаче.
При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.
Таким образом, такое уведомление железная дорога не передавала и доказательств обратного не предъявила.
Так как не представлено документов, подтверждающих отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки груза, суд считает доводы ответчика в силу ст. ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бездоказательными.
Порядок предъявления претензии к перевозчику, установленный ст. 120 УЖТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, суд считает соблюденным.
В уменьшении размера пеней в силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд отказывает, поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Открытого акционерного общества "Восточный порт" пеню в размере 45 070,00 руб. и расходы по государственной пошлине в сумме 1 802,80 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 июля 2009 г. N А73-11067/2008
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 декабря 2009 г. N Ф03-6684/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании