Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 3 сентября 2009 г. N А73-11349/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. N Ф03-7128/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 г. N 06АП-4478/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь", Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представители административного органа на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, признавая факт административного правонарушения, с заявленными требованиями не согласился, просил суд отказать в привлечении к административной ответственности в связи с пропуском двухмесячного срока привлечения к ответственности, поскольку административное правонарушение было выявлено административным органом в момент проведения первой проверки и составления акта по проверке 27.05.2009.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" имеет основной государственный регистрационный номер 1022501276159, на основании лицензии N 54106 от 04.10.2007, выданной Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, осуществляет телематические услуги связи.
В период с 18.06.2009 по 15.07.2009 на основании приказа от 30.04.2009 N 247-П руководителя Управления Роскомнадзора по Хабаровскому краю проведено внеплановое мероприятие по контролю и надзору в отношении ОАО "Дальсвязь".
В ходе проведения мероприятия по контролю Управлением Роскомнадзора по Хабаровскому краю было установлено, что Оператор не выполняет условия пунктов 4, 5 и 11 лицензии N 54104, выразившиеся в необеспечении возможности доступа к местным телефонным соединениям; в необеспечении возможности доступа к внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи; в необеспечении возможности доступа к системе информационно-справочного обслуживания; к бесплатному круглосуточному вызову экстренных оперативных служб; не обеспечивается возможность оплаты входящих телефонных соединений на таксофон за счет вызывающего пользователя и (или) абонента.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 54104-27-04/3521 от 14.07.2009.
21.07.2009 в отношении ОАО "Дальсвязь" в присутствии представителя Общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составлен протокол, в котором зафиксированы вышеуказанные нарушения.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно статье 31 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с пунктами "а", "б", "в", "г" пункта 4, пункта 5, пункта 11 лицензионных условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия N 54104 от 04.10.2007 лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю местных телефонных соединений для передачи голосовой информации; доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей голосовой информации; доступа к системе информационно-справочного обслуживания; возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб. Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных требований в отношении ОАО "Дальсвязь" установлен факт оказания услуг связи с нарушением подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 4, пункта 5, пункта 11 лицензионных условий (лицензия N 54104 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов), выразившееся:
- подпункта а) пункта 4 условий, предусмотренных лицензией N 54104 на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов (далее -Лицензия), выданной ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 04.10.2007, выразившиеся в не обеспечении возможности доступа к местным телефонным соединениям в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Лесное;
- подпункта б) пункта 4 условий Лицензии, выразившиеся в не обеспечении возможности доступа к внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи в с. Смирновка, с. Свечино, с. Константиновка, с. Хехцир, п. 24 км, с. Гаровка-2, с. Новотроицкое, с. Осиновая Речка, с. Восход, с. Корсаково-2, с. Чернолесье, с. Сикачи-Алян, с. Анастасьевка, с. Краснознаменка, с. Чистополье, с. Малышево, с. Восточное, с. Малиновка, с. Ровное, с. Мирное, с. Дружба, с. Лесное, с. Скворцово, п. 18 км, с. Черная Речка, с. Галкино, с. Рощино;
- подпункта в) пункта 4 условий Лицензии, выразившиеся в не обеспечении возможности доступа к системе информационно - справочного обслуживания в с. Свечино, с. Нагорное, с. Восход, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное;
- подпункта г) пункта 4 условий Лицензии, выразившиеся в не обеспечении возможности доступа к бесплатному круглосуточному вызову экстренных оперативных служб в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное;
- пункта 5 условий Лицензии, выразившиеся в нарушении пункта 2 и пункта 6 обязательных требований Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила) (не обеспечение возможности доступа к местным телефонным соединениям в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Лесное; не обеспечение возможности доступа к внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи в с. Смирновка, с. Свечино, с. Константиновка, с. Хехцир, п. 24 км, с. Гаровка-2, с. Новотроицкое, с. Осиновая Речка, с. Восход, с. Корсаково-2, с. Чернолесье, с. Сикачи- Алян, с. Анастасьевка, с. Краснознаменка, с. Чистополье, с. Малышево, с. Восточное, с. Малиновка, с. Ровное, с. Мирное, с. Дружба, с. Лесное, с. Скворцово, п. 18 км, с. Черная Речка, Са Галкино, с. Рощино; не обеспечение возможности доступа к системе информационно - справочного обслуживания в с. Свечино, с. Нагорное, с. Восход, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное; не обеспечение возможности доступа к бесплатному круглосуточному вызову экстренных оперативных служб в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное; не организована реализации карт оплаты в населенных пунктах с. Смирновка, с. Константиновка, с. Виноградовка, с. Воронежское-3, с. Нагорное, с. Хехцир, п. 24 км, п. Чирки, с. Сосновка, с. Гаровка-1, с. Гаровка-2, с. Восход, с. Корсаково-2, с. Корсаково-1, с. Чернолесье, с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Краснознаменка, с. Чистополье, с. Малиновка, с. Ровное, с. Благодатное, п. Калинка, с. Некрасовка, с. Лесное, с. Ракитное, с. Скворцово, п. 18 км, с. Галкино, с. Рощино; пользователю универсальными услугами связи не обеспечивается возможность оплаты входящих телефонных соединений на таксофон за счет вызывающего пользователя и (или) абонента в с. Матвеевка, с. Мичуринское, с. Малиновка, с. Некрасовка, с. Дружба);
- пункта 11 условий Лицензии, выразившиеся в нарушении обязательств по оказанию универсальных услуг связи согласно пункту 2.1.4 договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенным с Федеральным агентством связи от 08.11.2005 N УС 001/01-05 (не обеспечение возможности доступа к местным телефонным соединениям в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Лесное; не обеспечение возможности доступа к внутризоновой, междугородней, международной телефонной связи в с. Смирновка, с. Свечино, с. Константиновка, с. Хехцир, п. 24 км, с. Гаровка-2, с. Новотроицкое, с. Осиновая Речка, с. Восход, с. Корсаково-2, с. Чернолесье, с. Сикачи-Алян, с. Анастасьевка, с. Краснознаменка, с. Чистополье, с. Малышево, с. Восточное, с. Малиновка, с. Ровное, с. Мирное, с. Дружба, с. Лесное, с. Скворцово, п. 18 км, с. Черная Речка, с. Галкино, с. Рощино; не обеспечение возможности доступа к системе информационно - справочного обслуживания в с. Свечино, с. Нагорное, с. Восход, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное; не обеспечение возможности доступа к бесплатному круглосуточному вызову экстренных оперативных служб в с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Дружба, с. Лесное; не организована реализации карт оплаты в населенных пунктах с. Смирновка, с. Константиновка, с. Виноградовка, с. Воронежское-3, с. Нагорное, с. Хехцир, п. 24 км, п. Чирки, с. Сосновка, с. Гаровка-1, с. Гаровка-2, с. Восход, с. Корсаково-2, с. Корсакове-1, с. Чернолесье, с. Свечино, с. Анастасьевка, с. Краснознаменка, с. Чистополье, с. Малиновка, с. Ровное, с Благодатное, п. Калинка, с. Некрасовка, с. Лесное, с. Ракитное, с. Скворцово, п. 18 км, с. Галкино, с. Рощино; пользователю универсальными услугами связи не обеспечивается возможность оплаты входящих телефонных соединений на таксофон за счет вызывающего пользователя и (или) абонента в с. Матвеевка, с. Мичуринское, с. Малиновка, с. Некрасовка, с. Дружба).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21.07.2009, актом проверки N 54104-27-04/3521 от 14.07.2009 и приложенными к нему документами, лицензией N 54104 от 04.10.2007 и не оспариваются представителем ОАО "Дальсвязь".
Не принимается довод представителя лица привлекаемого к ответственности о пропуске двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Свою позицию представитель ОАО "Дальсвязь" обосновывает тем, что административное правонарушение было выявлено административным органом в момент проведения первой (плановой) проверки. Акт составлен 27.05.2009. Следовательно, правонарушение выявлено 27.05.2009, с этой даты и следует отсчитывать двухмесячный срок привлечения к ответственности, который истек 27.07.2009.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Однако ОАО "Дальсвязь" неверно исчисляет срок привлечения к ответственности с 27.05.2009.
Действительно на основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю за N 247-П от 30.04.2009, должностными лицами Управления было проведено плановое мероприятие по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом в отношение ОАО "Дальсвязь" с целью контроля за соблюдением обязательных требований в области связи и лицензионных условий.
Результаты данной проверки оформлены актом от 27.05.2009 за N 54104-27-04/2780. Данный акт был направлен ОАО "Дальсвязь" для устранения выявленных недостатков.
В преамбуле Закона о связи указано, что Закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона о связи Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.05 N 110 (далее - Порядок).
На основании пункта 10 Порядка Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) ее территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (дистанционный контроль).
Согласно пункту 15 Порядка внеплановые мероприятия по контролю проводятся в целях проверки устранения ранее выявленных нарушений требований в области связи и (или) лицензионных условий.
Одним из оснований проведения внеплановой проверки является обнаружение нарушений в результате проведенного контроля в соответствии с пунктом 24 указанного Порядка (пункт 16).
Вышеуказанные нормы права регулируют отношения в сфере связи и являются специальными.
Из материалов дела видно, что после проведения плановой проверки, которая закончилась составлением акта от 27.05.2009, Управление проводило внеплановую проверку деятельности ОАО "Дальсвязь" на основании приказа руководителя Управления от 11.06.2009 N 315-П, который вынесен в соответствии с пунктом 16 Порядка. Основание проведения внеплановой проверки указано в пунктах 9 и 10 Приказа.
Из изложенного следует, что срок для привлечения ОАО "Дальсвязь" к административной ответственности следует исчислять с момента составления акта повторной (внеплановой) проверки (14.07.2009), двухмесячный срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения данного дела не истек.
В данном случае внеплановая проверка, проведенная административным органом, является самостоятельной проверкой по выявлению нарушений законодательства в области связи и лицензионных требований, в ходе которой выявлены хотя и те же нарушения, что и в плановую проверку, но являются самостоятельными, вновь обнаруженными нарушениями, за которые предусмотрена административная ответственность.
Действительно, административный орган в первую проверку не предпринял мер административного воздействия, однако в данном случае это право административного органа.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины и подтверждающих объективную невозможность выполнения лицензионных требований. Им не было предпринято всех возможных мер для соблюдения требований лицензии.
Не установив обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о возможном применении низшего предела санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с частью 3 статьи 28.3., статьей 23.44., пунктом 29 "Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110.
Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ, статьями 2.10., 4.1., частью 3 статьи 14.1., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд решил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи", зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1022501276159, ИНН 2540014227, расположенное по адресу: 690950, г. Владивосток, ул. Светланская, 57, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Управление Роскомнадзора по Хабаровскому краю), ИНН 2721116615, КПП 272101001, р/с 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКАТО 8401000000, КБК 08611690040040000140, наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) согласно решению Арбитражного суда Хабаровского края от 03.09.2009 по делу N А73-11349/2009.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 сентября 2009 г. N А73-11349/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2009 г. N Ф03-7128/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 г. N 06АП-4478/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании