Решение Хабаровского краевого суда
от 11 февраля 2009 г. N 3-12/09
(извлечение)
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Панькова Олега Григорьевича о признании незаконным и не подлежащим применению п. 22 Примерного перечня платных медицинских услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 февраля 2007 г. N 29 "О мерах по обеспечению гарантий прав граждан Хабаровского края при оказании медицинских услуг в краевых государственных учреждениях здравоохранения", установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 февраля 2007 г. N 29 "О мерах по обеспечению гарантий прав граждан Хабаровского края при оказании медицинских услуг в краевых государственных учреждениях здравоохранения" утвержден Примерный перечень платных медицинских услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения. Пунктом 22 данного Примерного перечня к числу платных медицинских услуг отнесены предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу лиц старше 18 лет.
Паньков О.Г., ссылаясь на нарушение права на бесплатную медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ, обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и неподлежащим применению утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского края N 29 от 27.02.2007 г. Примерный перечень платных медицинских услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения без указания источника оплаты данных услуг, считая оспариваемый нормативный правовой акт в части п. 22 не соответствующим требованиям ч. 6 ст. 213 Трудового кодекса РФ.
Паньков О.Г., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Губернатора Хабаровского края, действующий на основании доверенности Апенышев М.Е., полагая доводы заявителя неверными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хабаровской краевой прокуратуры Лазаревой Н.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 7 и 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на медицинскую помощь, медицинская помощь нуждающимся в ней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.
В развитие данных норм действуют положения, закрепленные Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.
Частью 4 ст. 20 Основ закреплено, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно постановлением Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 885 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации "бесплатной медицинской помощи на 2007 год", постановление Правительства РФ от 15.05.2007 г. N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", постановление Правительства РФ от 15.12.2008 г. N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства РФ от 05.12.2008 г. N 913
Такая Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В соответствии с Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в которых также могут быть предусмотрены дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Согласно ч. 5 ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. N 27, платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Статьей 21 Основ закреплено обязательное прохождение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работниками отдельных профессий. При этом на работодателя возложена ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров в том числе и этих работников.
В силу ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности).
Вопрос финансирования, расходования средств на проведение медосмотров закреплен ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, организовать проведение за счет собственных средств обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
Таким образом, источники оплаты услуг по прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров установлены на федеральном уровне, дублирование положений федерального законодательства в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации не требуется.
Кроме того, оспариваемая норма Примерного перечня платных медицинских услуг не регулирует вопросы прохождения и проведения медицинских осмотров при заключении трудовых договоров, а лишь определяет один из видов платных медицинских услуг.
При таком положении суд находит, что положения п. 22 Примерного перечня платных медицинских услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 27.02.2007 г. N 29, в оспариваемой заявителем части соответствуют требованиям федерального законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Панькова Олега Григорьевича о признании незаконным и не подлежащим применению п. 22 Примерного перечня платных медицинских услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 февраля 2007 г. N 29, "О мерах по обеспечению гарантий прав граждан Хабаровского края при оказании медицинских услуг в краевых государственных учреждениях здравоохранения", оставить без удовлетворения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 11 февраля 2009 г. N 3-12/09
Текст решения опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 31 марта 2009 г. N 3(80)
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании