1. 7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 25 июня 1992 г. Комитет Министров принял Резолюцию 92 (27), которой обратился к Парламентской Ассамблее с просьбой подготовить заключение по заявке в соответствии с уставной Резолюцией (51) 30А.
2. 14 января 1992 года Парламенту Российской Федерации предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской ассамблее.
3. 2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года Резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта и что проводится расследование по фактам нарушений прав человека как заявленным, так и подтвердившимся.
4. Ассамблея с глубокой озабоченностью следила за событиями в декабре 1995 года в Гудермесе и недавними событиями в Первомайском. Она решительно осуждает захват заложников как акт терроризма и вопиющего нарушения прав человека, который нельзя оправдать никакими целями. Вместе с тем она считает, что российские власти не проявили достаточной заботы о безопасности заложников. Очевидное невыборочное применение силы стоило жизни многим невинным людям и явилось нарушением международного гуманитарного права. Чеченский конфликт нельзя разрешить путем применения силы. Без политического решения, основанного на переговорах и на европейских демократических ценностях, установить мир в этом регионе и положить конец террористическим нападениям невозможно.
5. Ассамблея отмечает, что процесс политических, правовых и экономических реформ в России продолжается. Правовая система страны, как отметили юридические эксперты Совета Европы (заключение от 7 октября 1994 года), все еще страдает рядом недостатков. Вместе с тем наблюдается рост общего осознания необходимости в утверждении верховенства закона и прогресс в соблюдении законности.
6. В письме от 18 января 1995 года Президент Российской Федерации, Премьер-министр, Председатели Государственной Думы и Совета Федерации заверили Совет Европы в том, что будут и дальше следовать курсу на проведение реформ.
7. Принимая во внимание указанные заверения, а также соображения и обязательства, изложенные ниже, Ассамблея считает, что Россия - согласно статье 4 Устава - имеет четко выраженное желание и в ближайшем будущем будет способна соответствовать критериям членства в Совете Европы, установленным в статье 3 Устава ("каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета...").
I. С 1992 года Россия принимает участие в различных направлениях деятельности Совета Европы, подключаясь к выполнению межправительственных программ "сотрудничества и содействия" (в частности, в области правовых реформ и прав человека) и направляя свою делегацию со статусом специально приглашенной для участия в работе Парламентской Ассамблеи и ее комиссий;
II. начиная с 7 мая 1992 года между Россией и Комитетом Министров установлен "политический диалог";
III. Россия присоединилась к ряду конвенций Совета Европы, в том числе к Европейской культурной конвенции;
IV. в первоочередном порядке с использованием международной экспертизы разрабатываются следующие законодательные акты: новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, новые Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы и Уголовно-исполнительный кодекс. В их основу положены принципы и стандарты Совета Европы;
V. ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Совета Европы новые законы: о роли, деятельности и организации Прокуратуры и Бюро уполномоченного по правам человека; о защите национальных меньшинств; о свободе собраний и свободе вероисповедания;
VI. статус адвоката будет защищен законом; будет учреждена профессиональная коллегия адвокатов;
VII. лица, признанные виновными в нарушении прав человека, в особенности в связи с событиями в Чечне, будут привлечены к судебной ответственности;
VIII. будет обеспечено реальное осуществление прав, закрепленных в статье 27 Конституции и законе о свободе передвижения и выборе места жительства;
IX. в соответствии с Рекомендацией А (87)3 о единых европейских пенитенциарных правилах будут улучшены условия содержания заключенных, в частности, безотлагательно будут улучшены по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах;
X. управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний будут переданы, как только это станет возможным, в компетенцию Министерства юстиции;
XI. состояние и ход законодательных реформ позволят в установленные сроки подписать и ратифицировать конвенции Совета Европы, перечисленные в пункте 10;
XII. Российская Федерация окажет лицам, ранее депортированным из оккупированных балтийских государств, или их потомкам помощь в возвращении в свои страны в соответствии с подлежащими разработке специальными программами репатриации и компенсации.
8. С тем, чтобы обеспечить соблюдение перечисленных заверений и обязательств, Парламентская Ассамблея принимает решение разработать в тесном сотрудничестве с делегацией Федерального Собрания свою собственную парламентскую программу "рекомендательного и контрольного характера" под эгидой комиссий Ассамблеи, отвечающих за реализацию Директивы N 508(1995) относительно соблюдения странами-членами Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей. Эта программа послужит дополнением к процедуре контроля согласно Директиве N 508(1995), никоим образом не подменяя эту процедуру.
9. Ассамблея приветствует совместную программу Европейского Союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и проведению реформы правовой системы как вклад в долгосрочное содействие и сотрудничество. В рамках указанной совместной программы особое внимание будет уделено поддержке и укреплению правозащитных неправительственных организаций, а также созданию гражданского общества.
10. Парламентская Ассамблея принимает к сведению, что Российская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование принимаемых на себя обязательств, указанных в пункте 7, и что Россия намерена:
I. при вступлении подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и в течение одного года ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней NN 1, 2, 4, 7 и 11, а также признать право на подачу индивидуальных жалоб в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (статьи 25 и 46 Конвенции), до момента вступления в силу Протокола N 11;
II. подписать в течение одного и ратифицировать не позднее, чем через три года с момента вступления, Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающихся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров;
III. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
IV. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, строить свою политику в отношении меньшинств с учетом принципов, сформулированных в Рекомендации Ассамблеи 1201(1993), сделав их частью правовой и административной системы страны и воплотив их в повседневную практику;
V. подписать и в течение одного года после вступления ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления и Хартию региональных языков и языков меньшинств; изучить в целях ратификации Социальную хартию, и с момента вступления проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в вышеупомянутых конвенциях;
VI. подписать и ратифицировать другие конвенции Совета Европы, в частности, касающиеся выдачи преступников; взаимной помощи в уголовно-правовой сфере; перемещения лиц, приговоренных к наказанию; отмывания, выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, и с момента вступления соблюдать основополагающие принципы, закрепленные в вышеупомянутых конвенциях;
VII. разрешить международные и внутренние споры мирными средствами (что является обязательным для всех стран-членов Совета Европы), решительно отказываясь от любых форм угрозы применения силы против своих соседей;
VIII. урегулировать существующие пограничные споры с соседними странами в соответствии с принципами международного права при соблюдении действующих международных договоров;
IX. в течение шести месяцев после вступления ратифицировать Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Молдавии от 21 октября 1994 года и продолжить вывод 14-й армии и ее военного снаряжения с территории Молдавии с тем, чтобы завершить его в течение трех лет с момента подписания Соглашения;
X. выполнить обязательства по Договору о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе (ОВСЕ);
XI. провести переговоры в связи с требованиями европейских стран о реституции культурных ценностей, применяя особый подход с учетом объекта (архивы, произведения искусств, строения и т.д.) и вида собственности (государственной, частной, принадлежащей организациям различного типа);
XII. в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций;
XIII. признать как неправильную концепцию двух различных категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них как зону особых интересов, именуемую "ближним зарубежьем";
XIV. в кратчайшие сроки урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения собственности, требования на которую предъявили государства - члены Совета Европы, в частности, архивов, вывезенных в Москву в 1945 году;
XV. немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами, и облегчить доступ к архивам, хранящимся в Российской Федерации, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах - членах Совета Европы;
XVI. обеспечить такой порядок применения Конвенции СНГ по правам человека, который бы никоим образом не препятствовал обеспечению процедуры и гарантий, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
XVII. в течение одного года после вступления пересмотреть закон о федеральных службах безопасности, с тем чтобы привести в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; в частности, должно быть отменено право Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения;
XVIII. принять закон об альтернативной военной службе, как это предусмотрено статьей 59 Конституции;
XIX. сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого обращения, а также гибели людей в вооруженных силах, незадействованных в вооруженных конфликтах;
XX. продолжить проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; наряду с прочими законодательными документами в кратчайшие сроки должен быть пересмотрен президентский Указ N 1226;
Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 593 названный Указ признан утратившим силу
XXI. расширить международное сотрудничество в целях предотвращения природных и техногенных катастроф и устранения их экологических последствий;
XXII. подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах и дополнительные протоколы к нему;
Россия присоединилась к названным соглашению и протоколам согласно Федеральному закону от 23 февраля 1996 г. N 20-ФЗ
XXIII. всемерно сотрудничать в вопросе реализации Директивы Ассамблеи N 508(1995) относительно соблюдения странами-членами Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей, а также использовании механизмов контроля, разработанных во исполнение Декларации Комитета Министров от 10 ноября 1994 года (95-я сессия);
XXIV. строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе в случаях вооруженных конфликтов на своей территории;
XXV. сотрудничать в духе доброй воли с международными гуманитарными организациями и допускать их деятельность на российской территории в соответствии с их мандатом.
11. Опираясь на изложенные выше обязательства и договоренности, Парламентская Ассамблея рекомендует Комитету Министров:
I. пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы;
См. резолюцию Комитета Министров Совета Европы (96)2 "Приглашение Российской Федерации стать членом Совета Европы" от 8 февраля 1996 г.
II. предоставить Российской Федерации восемнадцать мест в Парламентской Ассамблее;
III. привести средства и возможности Организации, в особенности Ассамблеи и институтов по правам человека, в соответствие с последствиями, вызываемыми настоящим решением, и не использовать вступление России для уменьшения взносов остальных государств-членов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.)
Текст заключения официально опубликован не был