В течение 2005-2010 годов развитие отрасли образования в Хабаровском крае определялось Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р (далее - Концепция модернизации), постановлениями Правительства Хабаровского края от 22 июня 2006 г. N 96-пр "О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006-2010 годы", от 12 января 2007 г. N 3-пр "О комплексе мероприятий по совершенствованию системы начального и среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2007-2009 годы", целевыми ведомственными программами.
В образовании края начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики.
Общероссийские и региональные тенденции в области демографии, миграции наглядно демонстрируют динамику дефицита трудового капитала Хабаровского края. Эти процессы указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития края. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся и показатели качества образовательной деятельности, и качество всей системы образования в целом.
В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", обеспечивающей преемственность Концепции модернизации, повышения качества и роста эффективности системы образования Хабаровского края, Правительство края постановляет:
1. Считать стратегическим направлением деятельности в сфере образования реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
2. Утвердить прилагаемые Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы.
3. Министерству образования края (Базилевский А.А.):
3.1. Разработать и утвердить план мероприятий по реализации Основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы.
Срок - до 30 апреля 2010 г.
3.2. Обеспечить качественную подготовку введения в общеобразовательных учреждениях края федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Срок - 2010 год - 01 сентября 2011 г.
3.3. Обеспечить поэтапное введение в общеобразовательных учреждениях края федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Срок - с 01 сентября 2011 г.
3.4. Внести изменения в Методику расчета нормативов подушевого финансирования для определения субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований для реализации основных общеобразовательных программ, утвержденную постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 мая 2006 г. N 116 "О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования", с учетом новой структуры заработной платы, перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Срок - до 01 декабря 2010 г.
3.5. Продолжить работу по участию в федеральном проекте повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений по модульным программам с включением региональных модулей "Эффективный менеджмент" и "Корпоративный менеджмент".
Срок - 2010 - 2011 гг.
3.6. Обеспечить в рамках повышения квалификации руководителей краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования реализацию учебного курса "Менеджер в профессиональном образовании".
Срок - 2011 - 2013 гг.
3.7. Расширить использование командно-сетевой, индивидуально-сетевой и каскадной моделей повышения квалификации педагогических работников при введении новых образовательных стандартов.
Срок - 2011 - 2013 гг.
3.8. Подготовить проект постановления Правительства Хабаровского края об утверждении положения о памятном знаке Правительства Хабаровского края "За заслуги в развитии образования".
Срок - до 01 сентября 2010 г.
3.9. Открыть в честь Года учителя Памятный знак Учителю на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Комсомольская, 87 (Дом Учителя).
Срок - до 01 октября 2010 г.
3.10. Продолжить работу по созданию и развитию системы оценки качества образования с использованием возможностей процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений; государственного контроля качества образования, в том числе государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена.
Срок - 2011 - 2013 гг.
3.11. Разработать положение о системе грантов, выделяемых на конкурсной основе учреждениям профессионального образования, за внедрение инновационных образовательных программ.
Срок - 01 января 2011 г.
3.12. Организовать краевой конкурс "За развитие социального партнерства" среди учреждений профессионального образования и бизнес-структур.
Срок - 01 января 2012 г.
3.13. Организовать работу краевой службы экспертизы и оценки эффективности реализации образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей.
Срок - 2011 - 2013 гг.
3.14. Организовать работу краевого научного общества учащихся по эколого-биологическому направлению на базе краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Хабаровский краевой детский эколого-биологический центр "ТинЭко".
Срок - 2011 год.
3.15. Разработать программу взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей по реализации программ непрерывного образования по техническому направлению.
Срок - 2011 год.
3.16. Разработать перспективный план мероприятий по оптимизации учреждений профессионального образования как элемента инновационного развития системы образования.
Срок - 2012 год.
3.17. Открыть в Амурском, Николаевском, Советско-Гаванском муниципальных районах края инновационные краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования "Колледж малого города" на базе действующих краевых государственных образовательных учреждений профессионального образования.
Срок - 2013 год.
3.18. Изучить возможность открытия государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида и в установленном порядке внести предложение в Правительство края.
Срок - 2013 год.
3.19. Разработать поэтапный план мероприятий по созданию в краевых государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях условий, максимально приближенных к домашним, соответствующих современным требованиям для проживания и содержания воспитанников.
Срок - до 01 января 2011 г.
3.20. Рассмотреть вопрос и внести в установленном порядке в Правительство края предложения по созданию на базе жилищного фонда военного городка пос. Переяславка-2 краевого государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом для одаренных детей".
Срок - 2012 год.
3.21. Создать в структуре краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр внешкольной работы "Созвездие" центр поддержки и развития одаренных детей "Школьный университет Хабаровского края".
Срок - 2011 год.
4. Министерству образования края:
4.1. Совместно с министерством природных ресурсов края (Шихалев В.М.), министерством строительства края (Мишин В.Е.), советом ректоров высших учебных заведений Хабаровского края и Еврейской автономной области (Иванченко С.Н.) сформировать структуру кластерной модели подготовки кадров.
Срок - до 01 апреля 2011 г.
4.2. Совместно с министерством природных ресурсов края, министерством строительства края, учреждениями профессионального образования разработать план мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий в целях привлечения и закрепления специалистов на предприятиях.
Срок - до 01 сентября 2011 г.
5. Министерству образования края совместно с советом ректоров высших учебных заведений Хабаровского края и Еврейской автономной области:
5.1. Изучить возможность организации работы краевых научных обществ старшеклассников по физико-математическому направлению на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет".
Срок - 2011 год.
5.2. Продолжить практику участия преподавателей высших учебных заведений края в проведении краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников и учебно-тренировочных сборов для подготовки участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Срок - 2011 - 2013 гг.
6. Министерству образования края совместно с министерством культуры края (Федосов А.В.), министерством молодежной политики, спорта и туризма края (Лопатин С.И.) ежегодно формировать межведомственный план проведения мероприятий, направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей и молодежи.
7. Министерству образования края совместно с министерством природных ресурсов края продолжить работу, направленную на обеспечение удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, в условиях модернизации системы образования.
Срок - 2011 - 2013 гг.
8. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:
8.1. В срок до 01 декабря 2010 г. разработать муниципальные планы действий по модернизации системы общего образования, направленные на дальнейшую реализацию в 2011-2013 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", и ежегодно представлять доклад в Правительство края.
8.2. Организовать работу по постепенному изменению организационно-правовых форм муниципальных дошкольных учреждений, в том числе по развитию сектора автономных некоммерческих и казенных организаций.
Срок - 2010 - 2013 гг.
8.3. Стимулировать развитие негосударственного сектора в оказании услуг дошкольного образования.
8.4. Разработать муниципальные программы реструктуризации сети образовательных учреждений на период 2011 - 2013 годов.
Срок - до 01 января 2011 г.
8.5. Разработать мероприятия по оптимизации штатной численности работников образовательных учреждений.
Срок - до 01 января 2011 г.
8.6. Изучить возможность приведения условий оплаты труда работников учреждений дошкольного и дополнительного образования в соответствие с условиями оплаты труда, установленными на краевом уровне.
8.7. Расширить внедрение общественно-государственных форм управления в системе образования, создать управляющие советы во всех муниципальных учреждениях образования.
Срок - до 01 января 2011 г.
8.8. Представить предложения министерству образования края по совершенствованию организации школьного питания в общеобразовательных учреждениях.
Срок - до 01 июля 2010 г.
8.9. Продолжить работу по организации медицинского обслуживания учащихся образовательных учреждений.
Срок - 2011 - 2013 гг.
8.10. Внести предложения министерству образования края по расширению самостоятельности школ - победителей приоритетного национального проекта "Образование" в составлении индивидуальных образовательных программ и расходовании финансовых средств.
Срок - до 01 января 2011 г.
8.11. Совместно с министерством образования края в рамках соглашений на условиях софинансирования из краевого и муниципальных бюджетов:
8.11.1. Продолжить оснащение учреждений образования школьными автобусами, принять меры по своевременной замене устаревшего автобусного парка.
Срок - 2011 - 2013 гг.
8.11.2. Продолжить оснащение общеобразовательных учреждений интерактивными комплектами, учебными кабинетами, учебно-наглядными пособиями.
Срок - 2011 - 2013 гг.
8.11.3. Завершить оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений оборудованием в соответствии с санитарными требованиями.
Срок - 2012 год.
8.12. Принять участие в выполнении Основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы, утвержденных настоящим постановлением.
9. Министерству образования края, администрации г. Хабаровска (Соколов А.Н.) на условиях софинансирования принять участие в проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях края и муниципальных общеобразовательных учреждениях края в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Срок - 2010 - 2012 гг.
10. Министерству образования края ежегодно до 15 декабря представлять Правительству края отчет о ходе выполнения в соответствующем году Основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы, утвержденных настоящим постановлением.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Леховицера О.И. и министра образования края Базилевского А.А.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Основные направления
модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края
от 16 апреля 2010 г. N 104-пр)
1. Общие положения
Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы определяют систему мер для решения задач социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край) средствами образования, составляют организационную основу государственной политики Правительства края в области образования, определяют стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации.
2. Цели и задачи модернизации системы образования в Хабаровском крае
Главной целью модернизации системы образования края на период 2011-2013 годов является создание системы непрерывного образования, обеспечивающей формирование человеческого капитала высокого качества для инновационного социально-экономического развития края.
Для достижения поставленной цели понадобится решить следующие основные задачи:
1. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе общей ориентации на цели развития края, инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.
2. Обеспечение институциональных условий для реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
3. Внедрение в систему профессионального образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.
4. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
5. Внедрение эффективных механизмов привлечения в систему образования новой генерации педагогов и организации непрерывного образования и профессионального развития педагогических и руководящих кадров.
Ключевые проблемы, на решение которых будут направлены Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы, заключаются в разрыве между необходимостью организации деятельности системы образования как фактора формирования качественного человеческого капитала для инновационного социально-экономического развития края, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач.
Модернизация системы образования края в период 2011-2013 годов будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование содержания и технологий образования в системе дошкольного, общего, специального (коррекционного), профессионального образования и дополнительного образования детей.
2. Кадровая политика в сфере образования.
3. Совершенствование инфраструктуры системы образования.
4. Поддержка талантливых детей и молодежи.
5. Развитие системы оценки качества образования.
3. Механизмы и пути реализации Основных направлений модернизации
системы образования в Хабаровском крае
3.1. Совершенствование содержания и технологий образования
Основным механизмом совершенствования содержания и технологий образования как ресурса развивающейся экономики является введение новой группы образовательных результатов - компетентностей. В рамках решения государственных задач новые образовательные результаты определяются федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральными государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. В рамках решения региональных задач три группы новых образовательных результатов определены на основе перспектив социально-экономического развития края: кросс-функциональные компетентности (развитость проектной деятельности и мышления); профессиональные компетентности с ориентацией на профессии и специальности, востребованные экономикой края; кросс-культурные компетентности с ориентацией на перспективы развития края как центра экономических и культурных коммуникаций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Реализация вышеназванного механизма будет происходить на каждом уровне системы непрерывного образования.
3.1.1. Дошкольное образование
В крае наметилась положительная тенденция увеличения численности дошкольных образовательных учреждений и количества детей, охваченных услугами дошкольного образования. На 01 января 2010 г. учреждения, реализующие программу дошкольного образования, посещают 53 874 дошкольника, 63,5 процента (2008 год - 52 237 дошкольников, 60,3 процента; 2007 год - 49 892 дошкольника, 57,6 процента). Численность образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, увеличилась с 418 в 2005 году до 438 в 2009 году.
Наметились положительные тенденции в организации предшкольного образования. В 2009 году 99,1 процента всех первоклассников получили подготовку к обучению в общеобразовательном учреждении на базе учреждений различных видов. Вместе с тем только 74 процента детей получают подготовку к обучению в общеобразовательном учреждении по программам дошкольного образования. Недостаточно созданы условия (материально-технические, кадровые) для получения дошкольного образования детям-инвалидам до семи лет. Дошкольные учреждения посещают 26 процентов детей данной категории.
Однако, несмотря на принимаемые меры, очередность детей с одного года до шести лет на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях на начало 2010 года составила свыше 6 тыс. детей.
Не в полной мере используются возможности создания вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования (групп на базе других помещений, семейных групп и др.), недостаточно развит негосударственный сектор предоставления услуг дошкольного образования. Необходимы специальные меры по обновлению содержания и технологий в условиях введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные цели по направлению:
1) обеспечение доступности дошкольного образования;
2) обеспечение качественного дошкольного образования.
Задачи:
1) удовлетворение потребности в услугах дошкольного образования через расширение вариативных форм его предоставления;
2) обеспечение доступности дошкольного образования для детей-инвалидов;
3) организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
4) проведение мониторинга удовлетворенности населения качеством дошкольного образования;
5) организация предшкольного образования с использованием вариативных форм его предоставления.
Целевые индикаторы:
1) наличие в 100 процентах муниципальных образований края программ развития дошкольного образования (к 2013 году);
2) повышение процента удовлетворения потребности в услугах дошкольного образования (не менее 85 процентов к 2013 году);
3) увеличение доли детей-инвалидов, получающих дошкольное образование (не менее 40 процентов к 2013 году);
4) наличие и реализация образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в каждом дошкольном учреждении (к 2013 году);
5) наличие программ по физическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих приоритетное направление по физическому развитию детей (к 2013 году);
6) увеличение количества родителей, которые удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг (не менее 85 процентов к 2013 году);
7) увеличение доли первоклассников, прошедших обучение по общеобразовательным программам дошкольного образования (не менее 90 процентов к 2013 году).
3.1.2. Общее образование
В крае продолжалась работа по обновлению содержания образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. В 2009/2010 учебном году в 374 (95 процентов) общеобразовательных учреждениях (2008/2009 учебный год - 369 (92 процента) осуществлен переход на федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
В 2009/2010 учебном году произошли позитивные изменения по созданию классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильного обучения, по расширению спектра предметов школьного компонента, элективных курсов в общеобразовательных учреждениях.
Организована предпрофильная подготовка 100 процентов учащихся 9-х классов по 15 направлениям и осуществляется в основном через сетевую модель, в которую входят учебные заведения профессионального образования, ресурсные центры, созданные на базе общеобразовательных учреждений, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования детей.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования организовано в 225 (76 процентов) общеобразовательных учреждениях края (в прошлом учебном году в 223 - 74 процента). Обучением по 13 профилям охвачено 10 010 (77 процентов) учащихся 10 - 11-х классов (в 2008/2009 учебном году - 10 371 учащийся, 72 процента).
О повышении качества образования свидетельствует сохраняющаяся тенденция улучшения результатов государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по обязательным предметам.
В рамках комплексной межведомственной целевой программы по обеспечению права граждан Хабаровского края на получение основного общего образования "Всеобуч" на 2006 - 2010 годы принимаются меры, направленные на создание условий для реализации права граждан на общее образование, предупреждение оставления детьми и подростками общеобразовательных учреждений до получения основного общего образования. В результате удалось добиться снижения численности учащихся, выбывших из учреждений до получения основного общего образования.
Расширяются возможности выбора различных форм получения образования. При дневных общеобразовательных учреждениях действуют учебно-консультационные пункты, классы с очно-заочной формой, развивается семейная форма обучения. В 2009 году семейной формой обучения охвачен 31 человек (в 2008 году - 35 человек). Обучение в форме экстерната в дневных общеобразовательных учреждениях организовано для 33 учеников (2008 год - 27 учеников).
Вместе с тем результаты итоговых контрольных работ за курс начального общего образования выявили недостаточный уровень усвоения программного материала учащимися начального общего образования.
По-прежнему не уделяется должного внимания преемственности в содержании программ и технологий обучения при переходе учащихся с начального в основное звено.
Не удалось пока перейти от декларирования компетентностного подхода к его ответственной реализации. Особое внимание следует уделять формированию кросс-культурных компетентностей, которые значимы в контексте развития края как центра коммуникаций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Обучение восточным языкам в крае осуществляется в четырех общеобразовательных учреждениях и только в городе Хабаровске. Всего в крае в рамках учебного предмета изучают китайский, корейский, японский языки 1 060 учащихся.
В течение года сохранилась тенденция сокращения форм сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями начального и среднего профессионального образования при организации профильного обучения: если в 2008/2009 учебном году 3 502 школьника посещали элективные курсы по приоритетным направлениям экономики края в учреждениях начального и среднего профессионального образования, то в 2009/2010 учебном году - только 1 534 школьника.
Основные цели по направлению:
1) внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, социальное взросление школьников, сохранение и укрепление здоровья детей;
2) создание условий для осознанного профессионального самоопределения выпускников в соответствии с перспективой развития рынка труда в крае, формирование кросс-культурных компетентностей с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Задачи:
1) внедрение федеральных государственных стандартов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода;
2) обеспечение преемственности ступеней непрерывного образования на основе внедрения развивающих образовательных технологий;
3) обеспечение формирования и развития компетенций, актуальных для обучения, работы и жизни в крае.
Целевые индикаторы:
1) включение всех детей школьного возраста в освоение программ общего образования (100 процентов к 2013 году);
2) наличие не менее чем у 80 процентов учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений портфолио, отражающих индивидуальные достижения (к 2013 году);
3) переход 75 процентов общеобразовательных учреждений на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (к 2013 году);
4) рост количества учащихся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по программам развивающего обучения Занкова Л.В. (не менее 15 процентов к 2013 году), Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В. (не менее 3 процентов к 2013 году), "Школа 2 100" (не менее 45 процентов к 2013 году);
5) рост количества учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по развивающим программам с использованием развивающих технологий (не менее 20 процентов от общего контингента учащихся 5 - 9-х классов к 2013 году);
6) рост количества старшеклассников, реализующих индивидуальные образовательные траектории (не менее 20 процентов к 2013 году);
7) реализация в 100 процентах общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий края (к 2013 году);
8) рост количества учащихся, изучающих курс "Проектная деятельность учащихся" (не менее 50 процентов от общего контингента учащихся 1 - 9-х классов к 2013 году);
9) рост количества учащихся, изучающих восточные языки (не менее 50 процентов к 2013 году от общего количества учащихся, изучающих восточные языки в 2010 году);
10) наличие разработанной и согласованной формы паспорта здоровья учащихся общеобразовательных учреждений (к 2013 году).
3.1.3. Специальное (коррекционное) образование
В 2010 году в общеобразовательных учреждениях края обучаются 9 645 детей с ограниченными возможностями здоровья (7,7 процента от общего числа обучающихся; в 2009 году - 9 744 человека, 7,5 процента; в 2008 году - 9 632 человека, 7,4 процента), в том числе 2 076 детей-инвалидов (1,7 процента от общего числа обучающихся; в 2009 году - 2 339 детей-инвалидов, 1,8 процента; в 2008 году - 2 661 ребенок-инвалид, 2 процента).
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах общеобразовательных учреждений по коррекционным программам IV, VII, VIII вида, на дому - по индивидуальным программам. Кроме того, в крае функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения I, II, III - IV, V, VII, VIII видов. Дети, которые до недавнего времени признавались необучаемыми, обучаются в муниципальном специальном (коррекционном) учреждении для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 31 VIII вида", муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Хабаровска, муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 51 г. Хабаровска и на дому с согласия родителей (законных представителей).
С 01 сентября 2009 г. в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида Амурского муниципального района открылся первый класс для детей с тяжелыми нарушениями развития.
В ноябре 2009 г. в крае организовано обучение в дистанционной форме 33-х детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) оказывают четыре центра психолого-медико-социального сопровождения, центральная и 13 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, 407 психолого-медико-педагогических консилиумов, созданных в образовательных учреждениях.
Расширяются формы работы по психолого-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем в общеобразовательных учреждениях края сохраняется тенденция снижения числа педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов: 2010 год - 952 человека, 2009 год - 960 человек, 2008 год - 1 033 человека.
В коррекционных классах общеобразовательных учреждений работают учителя, не имеющие специального образования или специальной курсовой подготовки по психофизиологическим и клиническим основам дефектологии.
Существующая сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов в общеобразовательных учреждениях не позволяет в полном объеме осуществлять обучение, воспитание и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сказывается на качестве обучения детей, имеющих нарушения в здоровье, их интеграция в общеобразовательные классы без создания специальных условий.
Основная цель по направлению - создание соответствующих условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1) обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическим сопровождением;
2) удовлетворение потребности в медико-психологическом консультировании всех категорий нуждающихся;
3) предоставление дистанционного образования детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимся на дому;
4) организация курсовой переподготовки по основам дефектологии для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
5) организация работы по психологической поддержке семей с детьми-инвалидами.
Целевые индикаторы:
1) рост количества общеобразовательных учреждений, имеющих в штатных расписаниях педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов (не менее 60 процентов к 2013 году);
2) увеличение охвата всех категорий нуждающихся консультационными услугами специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, по обращению (100 процентов к 2013 году);
3) предоставление дистанционного образования детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимся на дому и не имеющим медицинских противопоказаний (100 процентов к 2013 году);
4) увеличение доли руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошедших курсовую переподготовку по основам дефектологии (не менее 30 процентов к 2011 году; не менее 50 процентов к 2012 году; не менее 70 процентов к 2013 году);
5) рост количества образовательных учреждений края, в которых организована работа всеобуча для родителей, воспитывающих детей-инвалидов (не менее 70 процентов к 2013 году).
3.1.4. Профессиональное образование
В настоящее время в учреждениях профессионального образования края обучается 125 тыс. студентов (в том числе 70,6 тыс. по очной форме) по 213 специальностям высшего, 94 специальностям среднего и 67 профессиям начального профессионального образования. В учебных заведениях всех уровней работают около 16 тыс. человек, в том числе более 7 тыс. - это преподаватели и мастера производственного обучения. По сравнению с 2000 годом доля штатных преподавателей, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, увеличилась на 9 процентов и составляет 55 процентов, а доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, в учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 80 процентов от общего числа. Ежегодно около 20 процентов преподавателей проходят повышение квалификации по различным программам.
Учитывая приоритеты развития отраслей экономики края, за последние три года открыты 22 новых специальности и профессии для газовой, горнодобывающей промышленности, теплоэнергетики, строительства, транспорта и деревообработки. В крае создано девять специализированных учебных заведений для горнодобывающей, строительной, речной, металлургической, судостроительной, деревообрабатывающей, машиностроительной, сельскохозяйственной отраслей. Для создания условий опережающего обучения кадров с использованием новых отраслевых технологий в крае организовано три ресурсных центра в области строительства, сервиса, судостроения.
В целях реализации принципов непрерывности профессионального образования путем вертикальной интеграции образовано четыре многоуровневых колледжа, при этом произошло реальное снижение затрат на содержание учебного заведения. Одно учреждение среднего профессионального образования преобразовано в автономное образовательное учреждение.
В 2007-2009 годах пять краевых образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования стали победителями конкурса приоритетного национального проекта "Образование", получив государственную поддержку из федерального бюджета в размере 135,4 млн. рублей. Объем привлеченного софинансирования составил 144,4 млн. рублей, что позволило создать научно-образовательные центры, научно-производственные объединения, студенческие управляющие компании, специализированные лаборатории, приобрести новое оборудование и, таким образом, создать условия для практического внедрения современной модели образовательного учреждения, ориентированного на решение задач инновационного развития экономики.
Формируется система взаимодействия профессионального образования и работодателей. Уже более 10 процентов учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования и около 40 процентов студентов высших учебных заведений края готовятся по договорам с предприятиями.
Всего с 2007 года между учебными заведениями и предприятиями заключены договоры на подготовку более 1 200 человек на сумму свыше 23 млн. рублей.
Ежегодно для нужд экономики и социальной сферы края выпускается около 8 тыс. специалистов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, и около 5 тыс. рабочих кадров.
Вместе с тем в крае сохраняется деформация структуры и объемов подготовки кадров по уровням образования. Количество выпускников вузов края в два раза превышает объемы подготовки рабочих кадров или специалистов среднего звена. Данное соотношение не соответствует реальной потребности экономики и социальной сферы края в специалистах и рабочих кадрах.
Остается недостаточным уровень оснащенности учреждений профессионального образования высокотехнологичным оборудованием (20 процентов), что не позволяет в полной мере внедрять в образовательный процесс современные технологии обучения.
Не решена проблема обеспечения учебных заведений инженерно-педагогическими кадрами. Доля мастеров, не имеющих соответствующего профессионального образования, составляет около 6 процентов от их численности.
Основные цели по направлению:
1) обеспечение экономики и социальной сферы края необходимым количеством специалистов и рабочих, обладающих уровнем компетентности, адекватной современным технологическим требованиям;
2) обеспечение государственной поддержки инновационного развития и модернизации материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования;
3) создание системы непрерывного профессионального образования и внутрикорпоративных отношений между всеми участниками образовательного процесса, включая работодателей (создание кластеров в двух отраслях: лесопромышленной, строительной);
4) повышение престижности рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Задачи:
1) введение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;
2) государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики края;
3) разработка механизмов инвестиционной привлекательности профессионального образования;
4) модернизация институтов профессионального образования как инструментов социального развития;
5) совершенствование форм взаимодействия с социальными партнерами для обновления содержания и обеспечения качества профессионального образования;
6) повышение престижности начального и среднего профессионального образования в ходе совместной работы с общеобразовательными учреждениями, бизнес-партнерами, со средствами массой информации;
7) обеспечение доступности и открытости профессионального образования, развитие системы проектирования собственной образовательной траектории обучающихся, профессиональной и социальной карьеры.
Целевые индикаторы:
1) увеличение количества учащихся, обучающихся по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования (не менее 30 процентов к 2013 году);
2) увеличение количества выпускников учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, которым присвоен повышенный квалификационный разряд (не менее 20 процентов к 2013 году);
3) рост количества взрослого населения, обучающегося в краевых учреждениях профессионального образования по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (не менее 600 человек на 100 тыс. работающего населения в 2013 году);
4) обновление учебно-производственной базы учреждений начального и среднего профессионального образования (не менее 25 процентов к 2013 году от уровня 2010 года);
5) увеличение привлеченных внебюджетных средств (не менее 12 процентов к 2013 году от уровня 2010 года);
6) создание двух отраслевых образовательных кластеров для лесопромышленной и строительной отраслей края (к 2013 году);
7) открытие инновационных краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования "Колледж малого города" в трех районах края (к 2013 году).
3.1.5. Дополнительное образование детей
В настоящее время в 10 муниципальных образованиях края реализуются программы развития воспитания в системе образования. Совершенствуются содержание и формы организации воспитательного процесса в учреждениях образования края.
В учреждениях образования края продолжают работу 100 школьных инспекторов. По итогам 2009 года количество преступлений несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях, где работают инспекторы, сократилось на 3,3 процента и составило в 2009 году 260 преступлений (в 2008 году - 269 преступлений).
Увеличилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, занимающихся в спортивных секциях, кружках и объединениях по интересам на базе образовательных учреждений.
Совершенствуется работа по профилактике наркомании, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. В общеобразовательных учреждениях работают 38 социальных гостиных (в 2008/2009 учебном году - 35), которые посещают 613 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
По состоянию на 01 января 2010 г. в 67 учреждениях дополнительного образования детей занимаются 69 684 обучающихся, что составляет 55,7 процента от общего количества школьников (2009 год - 52,5 процента; 2008 год - 49,6 процента).
В 4 126 кружках и объединениях дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях края занимаются 77 184 учащихся, что составляет 61,2 процента от общего количества школьников края. За счет увеличения количества кружков и объединений, созданных в учреждениях начального профессионального образования, охват дополнительным образованием учащихся системы начального и среднего профессионального образования вырос на 28 процентов.
Однако по-прежнему ведущими направлениями занятости детей остаются художественно-эстетическое и спортивное. В учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях слабо развивается техническое творчество (5 процентов от общего количества кружков и объединений), туристско-краеведческое (6 процентов от общего количества кружков и объединений). Недостаточно в работе используются информационно-коммуникационные технологии.
Основные цели по направлению:
1) развитие системы дополнительного образования детей в целях сохранения здоровья, развития способностей и талантов с ориентацией на получение профессии, востребованной в крае;
2) обеспечение доступности качественного дополнительного образования, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута.
Задачи:
1) обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка;
2) обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей;
3) реализация приоритетных направлений развития дополнительного образования детей;
4) совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей;
5) обновление содержания образования, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования;
6) развитие материально-технической базы дополнительного образования детей.
Целевые индикаторы:
1) увеличение числа обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования, в дистанционном режиме (не менее 20 процентов от числа обучающихся к 2013 году);
2) увеличение числа реализуемых программ дополнительного образования нового поколения (долгосрочных разнонаправленных модульных программ) в общем количестве реализуемых программ (не менее 15 процентов к 2013 году);
3) увеличение числа учащихся в возрасте от 14 до 18 лет образовательных учреждений разных типов и видов, осваивающих образовательные программы дополнительного образования, от общего числа обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет (не менее 40 процентов к 2013 году);
4) участие в ежегодных спортивно-оздоровительных соревнованиях школьников края "Губернаторские состязания" (100 процентов от общего количества общеобразовательных учреждений края к 2013 году);
5) увеличение числа учащихся, получающих дополнительное образование по программам спортивно-технической и технической направленности (не менее 10 процентов к 2013 году).
3.2. Кадровая политика в сфере образования
В последние годы работа с кадровым ресурсом отрасли образования в крае направлена на привлечение в сферу образования нового поколения педагогов и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
В 2003 - 2009 годах расходы краевого бюджета на реализацию краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003 - 2007 годы", утвержденной Законом Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63, по отрасли "Образование" составили около 72 млн. рублей. В общеобразовательные учреждения края прибыло 1 808 молодых специалистов, для молодых учителей приобретено и отремонтировано жилье на сумму более 26 млн. рублей. Введение стимулирующих мер (установление ежемесячной надбавки в размере 35 процентов) способствовало увеличению числа прибывших молодых специалистов.
В 2009 году все учреждения образования края перешли на новые условия оплаты труда, что позволило ввести механизмы стимулирования качества труда работников, установить зависимость заработной платы от результатов труда. На введение новой системы оплаты труда Правительство края выделило свыше 500 млн. рублей, уровень заработной платы работников увеличился в среднем на 14 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2008 г. N 312-пр "О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края" впервые реализуются программы образовательного кредита и сберегательного капитала. Заключены соглашения о сотрудничестве с пятью вузами по организации подготовки кадров за счет средств краевого бюджета для учреждений социальной сферы края на договорной основе на условиях срочности и возвратности, а также с администрациями муниципальных районов края по предоставлению материальной поддержки специалистам, направленным для работы в учреждения социальной сферы.
В крае на конкурсной основе начата переподготовка кадров, не имеющих соответствующего документа об образовании. К концу 2010 года будет подготовлено 130 учителей для общеобразовательных учреждений по шести предметам.
С 2008 года в крае реализуется проект по подготовке эффективных менеджеров для системы образования, в рамках которого курсовую подготовку прошли 839 руководящих работников, из краевого бюджета на эти цели затрачено 1,22 млн. рублей.
Одной из важнейших задач кадровой политики в сфере образования является обеспечение нового качества профессиональной деятельности педагогов и руководителей, стимулирование инновационного поведения.
На развитие инновационных процессов были направлены усилия по развитию конкурсного движения педагогов, школы педагогов-новаторов, методистов-практиков, педагогов-исследователей, работа по формированию педагогического сообщества учителей-предметников, развитию инновационного движения в крае.
Приняты конкретные меры по переходу на новую систему аттестации педагогических и руководящих кадров. Проведена апробация процедуры квалификационного экзамена с использованием автоматизированной технологии аттестации. Утверждены положения, программы, требования по проведению аттестации в различных формах.
Продолжается поэтапное реформирование системы повышения квалификации педагогических кадров, включающее организацию повышения квалификации на основе государственного заказа, организацию учебного процесса с использованием кредитно-зачетной системы на основе компетентностного подхода; внедрение новых моделей повышения квалификации (командно-сетевой, каскадной, индивидуально-сетевой).
Остается проблемой "старение" педагогических и руководящих кадров. Достигли пенсионного возраста 22,9 процента директоров и 13,1 процента их заместителей в общеобразовательных учреждениях. В общеобразовательных учреждениях края 21,4 процента (в 2008 году - 20,7 процента) учителей пенсионного возраста, в то же время 5,6 процента учителей в возрасте до 25 лет. В учреждениях профессионального образования число преподавателей в возрасте старше 60-ти лет составляет 21,2 процента (в 2008 году - 20,3 процента).
Вышеназванные тенденции и проблемы при отсутствии дополнительного вмешательства в их логическом развитии могут привести к следующим серьезным последствиям:
- прогрессирующее "старение" и недостаточное "омоложение" кадрового состава подготавливают на ближайшую и отдаленную перспективы суженное воспроизводство кадров;
- низкая квалификация части административно-управленческого персонала не позволяет внедрять эффективные формы и технологии организации и управления в систему образования, не создает условия для развития независимых форм оценки качества образования.
Основная цель по направлению - обеспечение системы образования края необходимым количеством педагогических и руководящих кадров, обладающих уровнем профессиональной компетентности, позволяющим эффективно реализовывать задачи развития образования.
Задачи:
1) обеспечение системы образования края эффективными руководящими и педагогическими кадрами, способными осуществить качественную подготовку детей на всех уровнях непрерывного образования;
2) обеспечение готовности педагогических и управленческих кадров к решению задач системы образования как ресурса социально-экономического развития края;
3) обеспечение условий для формирования инновационного поведения и профессиональной мобильности работников образования;
4) стимулирование педагогов к повышению качества профессиональной деятельности.
Целевые индикаторы:
1) совершенствование установленных систем оплаты труда в образовании (в течение 2011 - 2013 годов);
2) увеличение количества наставников для молодых специалистов (100 процентов от потребности к 2013 году);
3) создание электронной базы данных работников образования края (к 2013 году);
4) увеличение количества учащихся 10-11-х классов, обучающихся по программам допрофессионального психолого-педагогического образования (100 процентов от потребности к 2013 году);
5) переподготовка на педагогические специальности работников из других сфер (ежегодно по потребности);
6) переподготовка с присвоением новой квалификации, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (ежегодно по потребности);
7) переподготовка педагогов-исследователей с правом ведения дополнительного вида деятельности (ежегодно по потребности);
8) увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию в новых институциональных формах (не менее 80 процентов к 2013 году от общего количества педагогов);
9) увеличение количества педагогов, имеющих высшее профессиональное образование (не менее 95 процентов от общего количества педагогов к 2013 году);
10) охват деятельностью в сетевых предметных сообществах, дистанционным консультированием и обучением (10 тыс. человек в год);
11) охват системой независимой сертификации профессиональной квалификации (1 тыс. человек к 2013 году).
3.3. Совершенствование инфраструктуры системы образования
Продолжается целенаправленная работа по привлечению инвестиций в строительство и реконструкцию объектов образования в рамках реализации федеральных целевых программ.
За последние пять лет в крае введено в эксплуатацию после строительства 10 объектов общего образования на 830 мест (2005 год - 2 объекта на 25 мест; 2006 год - 3 объекта на 412 мест; 2007 год - 1 объект на 76 мест; 2008 год - 3 объекта на 184 места; 2009 год - 1 объект на 133 места). Ввод новых объектов образования позволил улучшить условия обучения и воспитания детского населения в крае.
Доступности образования способствует обеспечение всех учащихся общеобразовательных учреждений края учебниками. К началу 2009/2010 учебного года министерством образования края за счет средств краевого бюджета приобретены учебники, учебные пособия для общеобразовательных учреждений на сумму 77,9 млн. рублей (2008 год - 119,5 млн. рублей), для учащихся учреждений начального профессионального образования приобретены учебники по специальным дисциплинам на сумму 3,9 млн. рублей (2008 год - учебники по общеобразовательным дисциплинам на сумму 4 млн. рублей).
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, приняты меры по совершенствованию организации подвоза школьников, техническому обслуживанию и ремонту школьных автобусов. В 2009/2010 учебном году в 18 муниципальных районах и городских округах края организован подвоз в общеобразовательные учреждения и обратно 4 139 учащихся (3,4 процента от общей численности учащихся) из 156 населенных пунктов по 138 маршрутам в 106 общеобразовательных учреждений (в 2008/2009 учебном году - 4 194 учащихся, 3,3 процента). Сохраняется потребность в оснащении образовательных учреждений школьными автобусами и замене устаревшего автобусного парка.
К началу 2009/2010 учебного года из муниципальных бюджетов на обновление технологического оборудования на пищеблоках общеобразовательных учреждений края затрачено 53 160,0 тыс. рублей, на ремонт пищеблоков и обеденных залов выделено 108 669,7 тыс. рублей. В настоящее время износ технологического оборудования пищеблоков составляет 49,9 процента (в 2008/2009 учебном году - 61,2 процента).
Всего в крае на начало 2009/2010 учебного года обеспечено питанием 92,8 процента учащихся общеобразовательных учреждений, что соответствует уровню прошлого года, в том числе горячее питание получают 72,9 процента (в 2008/2009 учебном году - 68,2 процента). Горячее питание за родительские средства в среднем по краю получают 53,8 процента учащихся (в 2008/2009 учебном году - 50,6 процента).
В рамках краевой целевой программы "Здоровое поколение" на 2007-2010 годы, утвержденной Законом Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 85, продолжалась работа по оснащению медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений края. В 2009 году за счет средств краевого бюджета для медицинских кабинетов закуплено 14 комплектов медицинского оборудования на сумму 1,05 млн. рублей. Заключено 385 договоров с муниципальными учреждениями здравоохранения на обеспечение учащихся медицинским обслуживанием.
В 2009 году продолжалась целенаправленная работа по укреплению материальной базы процесса информатизации общеобразовательных учреждений, внедрению информационных и коммуникационных технологий в системе общего образования края.
За счет средств краевого бюджета централизовано приобретено компьютерное и периферийное оборудование для 166 образовательных учреждений 17 муниципальных районов и городских округов края на сумму 9,466 млн. рублей. На модернизацию и пополнение компьютерной техники в общеобразовательных учреждениях из муниципальных бюджетов направлено 20,038 млн. рублей.
По поручению Губернатора края в крае реализуется проект оснащения общеобразовательных учреждений края комплектами интерактивного оборудования. За счет средств краевого бюджета в общеобразовательные учреждения края за два года поставлено 520 интерактивных комплектов на сумму 86,4 млн. рублей, за счет муниципальных бюджетов в порядке софинансирования - 151 интерактивный комплект на сумму 26,8 млн. рублей.
На начало 2009/2010 учебного года 100 процентов общеобразовательных учреждений имеют современное учебное компьютерное оборудование, 90,1 процента имеют компьютерные классы от пяти и более рабочих станций (в 2008 году - 89,3 процента). Уровень оснащенности общеобразовательных учреждений края учебной компьютерной техникой в 2009 году составил 26 школьников на один современный персональный компьютер (в 2008 году - 30 школьников).
В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2009 году завершился переход на региональное финансирование доступа общеобразовательных учреждений к сети Интернет, подключенных в 2006 - 2007 годах.
В 2009 году почти вдвое сокращены расходы муниципальных бюджетов на организацию питания учащихся льготных категорий, лишь на 3,2 процента увеличилось обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием за родительские средства. Не выполняются требования санитарных правил в части обеспечения горячим питанием всех (100 процентов) учащихся общеобразовательных учреждений. Не решаются проблемы организации двухразового питания детей в группах продленного дня, обеспечения учащихся молоком и кисломолочными продуктами. В организации детского питания практически не используются новые технологии.
По-прежнему не проводится работа по приведению медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений в соответствие с санитарными требованиями в Аяно-Майском, Солнечном, Ульчском, Хабаровском муниципальных районах. Во многих учреждениях образования недостаточно точно выполняются требования санитарных правил в части режима проветривания и освещения классов, соответствия мебели росту ребенка, ее цветовой маркировки, проведения дератизации.
В ходе проверок, проведенных специалистами Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора в 2009 году, выявлены различные нарушения транспортного законодательства в организации подвоза школьников в муниципальных районах края.
Используемые в системе образования края каналы связи имеют низкую пропускную способность, что в ближайшее время будет значительно ограничивать участие края в федеральных программах и проектах, предполагающих высокоскоростные каналы связи образовательных учреждений. Технические характеристики доступа образовательных учреждений к сети Интернет не отвечают современным требованиям, не дают возможности использовать в учебном процессе современные образовательные мультимедиаресурсы, ограничивают внедрение дистанционных форм обучения, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные цели по направлению:
1) создание материально-технических условий для обеспечения качества образовательного процесса;
2) формирование условий для широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в учебный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования;
3) сохранение и укрепление здоровья обучающихся в системе учреждений образования;
4) стимулирование органов местного самоуправления края, подтверждающих эффективность использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Задачи:
1) создание материально-технических условий для обеспечения качества образовательных процессов;
2) разработка и реализация комплекса мер по обеспечению образовательных учреждений школьными автобусами;
3) разработка и реализация программы "Оснащение образовательных учреждений учебным и компьютерным оборудованием";
4) формирование условий для широкого внедрения ИКТ в учебный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования, основанного на индивидуализации обучения (в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья);
5) обеспечение оперативности управления образованием за счет устойчивой регулярной видеоконференцсвязи;
6) оснащение предметных кабинетов общеобразовательных учреждений на основной ступени образования современным учебным оборудованием в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к условиям обучения;
7) оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений медицинским оборудованием в соответствии с санитарными требованиями;
8) создание условий для обеспечения горячим питанием учащихся образовательных учреждений;
9) стимулирование муниципальных образований края, подтверждающих эффективность использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Целевые индикаторы:
1) организация транспортного обслуживания всех учащихся общеобразовательных учреждений, нуждающихся в подвозе к месту учебы и обратно (100 процентов от потребности к 2013 году);
2) обеспечение образовательных учреждений края скоростным доступом к сети Интернет со скоростью передачи данных 2 Мб/с (не менее 80 процентов к 2013 году);
3) обеспечение к 2013 году зеркалирования основных центральных образовательных серверов в Хабаровской краевой образовательной информационной сети;
4) улучшение обеспеченности школьников современным компьютерным оборудованием (20 школьников на один современный компьютер к 2013 году);
5) улучшение обеспеченности школьников интерактивным оборудованием (150 школьников на одну интерактивную доску к 2013 году);
6) создание и функционирование к 2013 году краевого центра обработки данных;
7) наличие в медицинских кабинетах образовательных учреждений заключений Роспотребнадзора на соответствие санитарным нормам и правилам (100 процентов к 2013 году);
8) увеличение количества учащихся образовательных учреждений, получающих горячее питание (не менее 85 процентов к 2013 году);
9) установление системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях края (не менее 75 процентов к 2013 году);
10) наличие в образовательных учреждениях пожарных деклараций (100 процентов к 2012 году);
11) наличие в образовательных учреждениях края лицензий на право ведения образовательной деятельности (100 процентов к 2013 году).
3.4. Поддержка талантливых детей и молодежи
Работа с одаренными детьми активизировалась в муниципальных районах края: 14 районов (74 процента) имеют нормативные правовые акты, направленные на развитие и поддержку одаренных детей и молодежи. В настоящее время более 66 тыс. детей (52,5 процента от числа школьников) постоянно занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, туризмом, физической культурой и спортом.
Из краевого бюджета в 2006-2009 годах на проведение краевых олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций школьников и студентов, краевой физико-математической очно-заочной школы, учебно-тренировочных сборов для победителей олимпиад, работу школы "Талант" и краевого научного общества школьников израсходовано 21,3 млн. рублей.
В соответствии с приказами Минобрнауки России в 2009 году присуждены премии 49 победителям региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий на общую сумму 1,77 млн. рублей.
Продолжает развиваться олимпиадное движение. В 2009 году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 98,6 процента общеобразовательных учреждений края (в 2008 году - 83,2 процента). В краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 843 человека из всех муниципальных образований края.
Совершенствуется работа по проведению предметных и комплексных олимпиад, конкурсов профессионального мастерства среди студентов и учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования. В 2009 году проведено пять предметных олимпиад, девять конкурсов профессионального мастерства, участниками которых стали 840 человек (2008 год - 739 человек).
Развивается научно-исследовательская деятельность школьников. Созданы научные общества учащихся в 17 муниципальных районах и городских округах края, в которых занимается 6 231 учащийся, а в 2009 году - краевое научное общество учащихся, объединяющее 832 школьника из 15 муниципальных районов и городских округов края.
Существенную поддержку способным и одаренным детям в удовлетворении их образовательных запросов оказывают краевые очно-заочные физико-математическая и эколого-биологическая школы.
В то же время система профессионального образования, особенно высшего, недостаточно включена в работу по научному сопровождению, наставничеству, сопровождению развития одаренных детей.
Слабая материальная база учреждений дополнительного образования, отсутствие специализированного учреждения по работе с одаренными детьми не позволяют обеспечить должных условий для достижения высоких результатов в развитии талантов.
Основная цель по направлению - создание условий для самореализации одаренных детей, демонстрации наивысших достижений, закрепление одаренной и талантливой молодежи на территории края.
Задачи:
1) создание непрерывной системы выявления и развития одаренных детей и молодежи;
2) организация поддержки одаренных детей на протяжении всего периода развития;
3) создание условий вертикальной социальной мобильности для одаренных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
4) получение достоверной информации о численности и структуре группы одаренных детей и молодежи.
Целевые индикаторы:
1) рост числа обучающихся в образовательных учреждениях, участвующих в конкурсах и олимпиадах (не менее 35 процентов к 2013 году);
2) рост числа обучающихся в образовательных учреждениях, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей вузов и научных организаций (не менее 50 процентов от общего контингента обучающихся в таких учреждениях к 2013 году);
3) увеличение количества детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, в общей численности детского населения школьного возраста (не менее 30 процентов к 2013 году);
4) наличие системы планирования региональных конкурсов и соревнований на межведомственной основе (к 2013 году);
5) увеличение на 5 процентов количества победителей из числа одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях (к 2013 году).
3.5. Развитие системы оценки качества образования
Одним из направлений деятельности министерства образования края является развитие системы оценки качества образования.
Важным компонентом системы оценки качества образования является государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ и выпускников 9-х классов по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
Семилетний опыт проведения ЕГЭ позволил министерству образования края отработать организационную и технологическую стороны стандартизированной формы контроля качества обучения по отдельным предметам. В 2009 году 99 процентов выпускников края стали участниками ЕГЭ, проходившего в штатном режиме.
Продолжается апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме по материалам Рособрнадзора. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию с участием территориальных экзаменационных комиссий, возросла с 22,5 процента в 2006 году до 93,3 процента в 2009 году.
В 2009 году в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в области образования министерство образования края приступило к проведению контроля качества образования в форме контрольно-оценочных процедур.
Сформированы варианты диагностических работ, ключей и критериев оценивания для проведения контрольно-оценочных процедур по математике в 8-х, 10-х классах общеобразовательных учреждений. В 2009 году диагностические работы выполнили 3 709 учащихся из 204 классов 31 общеобразовательного учреждения.
В сентябре 2009 г. создано краевое государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", обеспечивающее организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, контроля качества образования, к функциям которого отнесены: участие в создании и сопровождение региональных баз данных качества образования; обеспечение контрольно-оценочных процедур измерительными материалами; автоматизированная обработка материалов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ; разработка системы измеряемых показателей качества обучения по предметам на каждой ступени обучения.
Таким образом, в крае начата работа по созданию и развитию региональной системы оценки качества общего образования (далее - СОКОО).
Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы:
- отсутствие системы диагностики качества обучения, ориентированной на новые федеральные государственные образовательные стандарты, не позволяет обеспечить эффективное управление качеством общего образования;
- отсутствие системы индикаторов, стандартизированных процедур и методик оценки качества образования на всех уровнях (краевом, муниципальном, образовательного учреждения), несогласованность в сборе, обработке и анализе информации по вопросам качества образования приводят к снижению эффективности принятых управленческих решений в области образования;
- низкая доля образовательных учреждений, использующих в практике работы внутренний контроль и внешний аудит качества образования, не позволяет получить целостную и объективную информацию об уровне качества образования;
- отсутствие подготовленных специалистов по вопросам контроля качества образования.
Основные цели по направлению:
1) создание в образовательных учреждениях условий (кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих качественное освоение образовательных программ общего образования;
2) развитие системы диагностики образовательных достижений обучающихся с учетом введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
3) обеспечение открытости объективной информации о качестве общего образования, доступности различным категориям пользователей образовательной статистики.
Этапы реализации СОКОО:
1 этап - создание условий для развития СОКОО (2011 год);
2 этап - развитие СОКОО, включение в нее общеобразовательных учреждений всех видов (2012 - 2013 годы).
Задачи 1 этапа (2011 год):
1) создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы осуществления государственного контроля качества образования;
2) разработка, апробация и внедрение системы представления информации (формы, форматы, шаблоны, периодичность, программная среда и регламентация доступа к данным) о результатах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, государственной (итоговой) аттестации выпускников;
3) использование при аккредитации образовательных учреждений результатов контрольно-оценочных процедур, проводимых в ходе контроля качества образования;
4) проведение в труднодоступных и отдаленных местностях контрольно-оценочных процедур с использованием электронных технологий;
5) организация обучения и повышения квалификации специалистов, действующих в СОКОО.
Индикаторы достижения задач 1 этапа (к 2011 году):
1) разработанный пакет нормативной правовой базы, регламентирующий организацию и проведение контрольно-оценочных процедур в рамках государственного контроля качества образования;
2) функционирующие базы данных, оперативно пополняемые информацией о результатах лицензирования образовательной деятельности, контроля соблюдения лицензионных требований и условий; государственной аккредитации образовательных учреждений; государственной (итоговой) аттестации выпускников; государственного контроля качества образования;
3) разработанный пакет контрольно-измерительных материалов для контроля качества образования;
4) функционирующие пункты проведения контрольно-оценочных процедур по технологии труднодоступных и отдаленных местностей;
5) наличие квалифицированных специалистов в области качества образования.
Задачи 2 этапа (2012 - 2013 годы):
1) обеспечение независимой оценки качества образования в общеобразовательных учреждениях в период проведения государственной аккредитации;
2) проведение систематической диагностики качества общеобразовательного процесса (по предметам и классам), обеспечение накопления, хранения и анализа полученной информации о результатах освоения общеобразовательных программ;
3) объективная оценка качества подготовки выпускников, освоивших программы основного общего и среднего (полного) образования;
4) расширение сети пунктов проведения контрольно-оценочных процедур по технологии труднодоступных и отдаленных местностей.
Индикаторы достижения задач 2 этапа (к 2013 году):
1) использование процедур независимой оценки качества образования в 100 процентах общеобразовательных учреждений в период проведения государственной аккредитации;
2) использование в процессе оценки качества образования 100 процентов контрольно-измерительных материалов, прошедших экспертизу;
3) наличие апробированной системы индикаторов и методик оценки качества образования для различных пользователей на всех уровнях (краевом, муниципальном, общеобразовательного учреждения), а также для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Таким образом, достижение целевых индикаторов Основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы (совершенствование содержания и технологий образования, кадровая политика в сфере образования, инфраструктура системы образования, поддержка талантливых детей и молодежи, развитие системы оценки качества образования) позволит реализовать в крае национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", обеспечит основу для подготовки программы развития системы образования края на долгосрочную перспективу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы определяют систему мер для решения задач социально-экономического развития Хабаровского края средствами образования, составляют организационную основу государственной политики Правительства края в области образования, определяют стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации.
Главной целью модернизации системы образования края на период 2011-2013 годов является создание системы непрерывного образования, обеспечивающей формирование человеческого капитала высокого качества для инновационного социально-экономического развития края.
Модернизация системы образования края будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование содержания и технологий образования в системе дошкольного, общего, специального (коррекционного), профессионального образования и дополнительного образования детей.
2. Кадровая политика в сфере образования.
3. Совершенствование инфраструктуры системы образования.
4. Поддержка талантливых детей и молодежи.
5. Развитие системы оценки качества образования.
Достижение целевых индикаторов Основных направлений модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы позволит реализовать в крае национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", обеспечит основу для подготовки программы развития системы образования края на долгосрочную перспективу.
Постановление Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. N 104-пр "Об Основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 мая 2010 г. N 4 (93)