Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 3 июля 2009 г. N А73-6297/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2009 г. N Ф03-7096/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 02.07.2009.
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 03.07.2009.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения N 6 от 17.03.2009 и предписания N 4 от 17.03.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган).
По инициативе заявителя к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по ценам и тарифам), Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю).
В соответствии с решением 17.03.2009 N 6 комиссия Хабаровского УФАС России решила: признать действия ОАО "ДЭК" нарушившим часть 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в направлении гражданам-потребителям писем-предупреждений о необходимости замены приборов учета электрической энергии, что может привести к ущемлению интересов граждан-потребителей (пункт 1). Выдать предписание ОАО "ДЭК" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2).
В соответствии с предписанием от 17.03.2009 N 4 комиссия Хабаровского УФАС России предписала: ОАО "ДЭК" прекратить нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в направлении гражданам-потребителям писем-предупреждений о необходимости замены приборов учета электрической энергии (пункт 1). В целях исполнения пункта 1 предписания ОАО "ДЭК" в срок до 27.05.2009 совершить действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, а именно проинформировать граждан-потребителей об отзыве писем-предупреждений о необходимости замены приборов учета электрической энергии (пункт 2). О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 29.05.2009 (пункт 3).
Требования ОАО "ДЭК" о недействительности оспариваемых ненормативных актов в заявлении основаны на пункте 1, 2 ст. 10, пункте 1 ст. 13. Федерального закона "О защите конкуренции"; статьях 10, 210, 426, 539, 540, 541, 543, 544 ГК РФ; статьях 36, 39 ЖК РФ; пунктах 2.5, 2.6, 122, 139, 141, 147 Правил учета электрической энергии; пунктах 7, 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. По мнению заявителя, антимонопольный орган не доказал, что действия общества по направлению уведомлений абонентам об изменении порядка расчетов противозаконны, повлекли или могли повлечь нарушения прав потребителей, так как расчет по нормативам, предусмотрен действующим законодательством; ОАО "ДЭК" имеет право начислять плату за потребленную электроэнергию в случае если приборы учета непригодны для измерений. В судебном заседании представитель ОАО "ДЭК полностью поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему. В обоснование довода о правомерности замены приборов учета за счет граждан-потребителей и исчисления размера электроэнергии по нормативам сослалась на судебную практику по спорным вопросам, а также на решение Приморского УФАС России от 12.03.2009.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункты 122, 139, 141, 147 Правил учета электрической энергии отсутствуют
Хабаровское УФАС России доводы и требования заявителя отклонило по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве. По мнению ответчика, основанным на тех же правовых актах, обязанность замены приборов учета электроэнергии возложена на ОАО "ДЭК" и за его счет, поскольку в тарифы по оплате электроэнергии населением заложены расходы ресурсоснабжающей организации на замену приборов учета. Направляя гражданам-потребителям письма-предупреждения о самостоятельной замене приборов учета-электроэнергии и за их счет, монополист вышел за пределы осуществления гражданских прав и обязанностей, чем нарушил соответствующие положения Федерального закона "О защите конкуренции". В судебном заседании представитель Хабаровского УФАС России возражала против заявленных требований, считая их необоснованными.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в представленном отзыве сослался на то, что при формировании тарифов на электрическую энергию на 2007-2009 гг. были предусмотрены расходы ОАО "ДЭК" на установку и замену приборов учета электроэнергии для расчетов с населением в следующих размерах: на 2007 год - 36 000 тыс. руб., на 2008 год - 33 816,8 тыс. руб., на 2009 год - 63 558 тыс. руб. При этом третье лицо в отзыве не выразило свое отношение к требованиям заявителя. В судебном заседании представитель этого лица, сославшись на то, что решение суда не повлияет на права и обязанности Комитета по ценам предложила разрешить спор по имеющимся документам.
Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в нем не обеспечило. Согласно имеющемуся в деле отзыву это лицо поддерживает возражения Хабаровского УФАС России и Комитета по ценам и тарифам, ссылаясь на те же обстоятельства.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено следующее.
ОАО "ДЭК" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт приказом Хабаровского УФАС России от 23.04.2007 N 84-П включено в реестр лиц, занимающих доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии на территории Хабаровского края с долей более 50 процентов и поэтому действия этого лица подконтрольны антимонопольному органу.
Из материалов дела следует, что ОАО "ДЭК" в период 2008-2009гг. направляло потребителям электрической энергии на территории Хабаровского края, в том числе и гражданам, письма-предупреждения о замене приборов учета электрической энергии (счетчиков) класса точности 2,5 на класс точности 2,0. При этом в письмах-предупреждениях указано, что в случае отказа от замены прибора учета, расчеты за электроэнергию будут производиться по нормативу, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр.
Судом также установлено, что направляя эти письма-предупреждения, ОАО "ДЭК" предполагало необходимость замены счетчиков гражданами-потребителями и за их счет, поскольку эти условия предусмотрены пунктами 139, 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Хабаровское УФАС России при рассмотрении жалоб граждан-потребителей на действия ОАО "ДЭК" возбудило несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые были объединены в одно дело N 3-1/22. По итогам рассмотрения дела N 3-1/22 Хабаровское УФАС России вынесло решение N 6 от 17.03.2009 и предписание N 4 от 17.03.2009 о признании ОАО "ДЭК" нарушившим положения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с этими актами антимонопольного органа, ОАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке ст. 198 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, арбитражный суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оспаривая решение и предписание антимонопольного органа ОАО "ДЭК полагает, что эти оспариваемые ненормативные акты Хабаровского УФАС России не соответствуют положениям пунктов 1, 2 ст. 10, пункту 1 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции"; статьях 10, 210, 426, 539, 540, 541, 543, 544 ГК РФ; статьям 36, 39 ЖК РФ; пунктам 2.5, 2.6, 122, 139, 141, 147 Правил учета электрической энергии; пунктам 7, 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункты 122, 139, 141, 147 Правил учета электрической энергии отсутствуют
Однако суд отклоняет эти ссылки заявителя, поскольку в большинстве своем все приведенные выше ссылки на нормативные правовые акты - не имеют отношение к существу спорных правоотношений. Так, антимонопольный орган не отрицает необходимость замены приборов учета электроэнергии с классом выше 2,0 и постепенной их замены.
Вместе с тем, возражая против решения и предписания антимонопольного органа, ОАО "ДЭК" не обоснованно не учитывает следующие обстоятельства.
Пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергией возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Порядок ресурсоснабжения граждан электрической энергией предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
В пункте 3 Правил N 307 даны понятия коммунальных услуг и исполнителя коммунальных услуг, в том числе, по энергоснабжению. В этом же пункте определены понятия "ресурсоснабжающей организации" - это юридическое лицо осуществляющее продажу коммунальных ресурсов; "потребитель" - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "внутридомовые инженерные системы" - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Подпунктом "г" пункта 49 Правил N 307 установлены обязанности исполнителя коммунальных услуг, в том числе и ресурсоснабжающей организации, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Иными Правилами N 530 (пункт 140) установлено, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Из системного толкования указанных правовых норм арбитражный суд пришел к выводу, что замена приборов учета электрической энергии гражданам - потребителям электрической энергии, которые являются собственниками жилых помещений, действительно должна производиться ОАО "ДЭК" за счет граждан-потребителей, собственников жилых помещений.
В рассматриваемом случае, оказывая гражданам на территории Хабаровского края услуги по ресурсоснабжению электрической энергией, и учитывая вышеназванные условия правовых актов, ОАО "ДЭК" в период 2008-2009 гг. направило последним письма-предупреждения о необходимости самостоятельной замены ими счетчиков электрической энергии и за собственный счет. Именно такое толкование писем-предупреждений установлено антимонопольным органом, арбитражным судом.
Однако заявителем спора в этом случае необоснованно не учтено, что обязанность по замене счетчиков электроэнергии возложена - на ОАО "ДЭК", как на ресурсоснабжающую (энергоснабжающую) организацию и как на исполнителя предоставления коммунальных услуг в силу Правил N 307, N 530.
При этом ОАО "ДЭК" при рассмотрении дела в антимонопольном органе и в арбитражном суде не доказало, что гражданами-потребителями электроэнергии были заключены соответствующие договоры по поставке электроэнергии с иными исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями).
Кроме того, судом установлено, что ОАО "ДЭК", как ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг, должна производить замену счетчиков электроэнергии самостоятельно и за счет - собственных средств, исходя из следующего.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при установлении ОАО "ДЭК" тарифов на электроэнергию предусмотрел затраты этой ресурсоснабжающей организации по замене счетчиков электроэнергии в следующих размерах: на 2007 год - 36 000 тыс. руб., на 2008 год - 33 816,8 тыс. руб., на 2009 год - 63 558 тыс. руб.
Указанные обстоятельства подтверждают факт того, что замена счетчиков электроэнергии производится за счет граждан-потребителей, оплачивающих стоимость тарифа, включающего в себя и затраты ресурсоснабжающей организации по замене счетчиков. В этом случае условие вышеприведенного пункта 140 Правил N 530 соблюдено.
При таких обстоятельствах действия ОАО "ДЭК" по направлению гражданам-потребителям электроэнергии писем-предупреждений о самостоятельной замене счетчиков электроэнергии и за их счет - неосновательны, поскольку не соответствует вышеприведенным правовым актам.
Кроме того, факты незаконности действий ОАО "ДЭК" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" по направлению гражданам-потребителям электроэнергии уведомлений о замене счетчиков и возложенной обязанности на ресурсоснабжающую (энергоснабжающую) организацию по замене приборов учета электроэнергии ранее были установлены и вступившими в законную силу решениями Индустриального районного суда г. Хабаровска от 21.07.2007 по делу N 2-1480/2007 по заявлению гр. Безруковой А.Г.; от 29.12.2008 по делу N 2-4029/2008 по заявлению Прокурора г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц; решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2008 по делу N А73-3998/2008 по заявлению ОАО "ДЭК" к Управлению Роспотребнадзора по Хабаровскому краю о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ.
При этом вышестоящими судебными инстанциями (постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2008 N Ф03-5108/2008, определением Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 11.03.2009 N 33-1156) высказана единая правовая позиция по такой категории судебных дел, согласно которой обязанность по замене приборов учета электроэнергии лежит именно на энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации и за ее счет; направление уведомлений гражданам-потребителям электроэнергии о замене приборов учета электроэнергии - неосновательно.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами).
Соответствующие разъяснения о порядке применения арбитражными судами положений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях единообразных подходов к разрешению спорных вопросов разъяснены в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
При этом, согласно абзацу 2 пункта 4 указанного Пленума ВАС РФ, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства правильно пришел к выводу, что выполняя обязанности по ресурсоснабжению населения электроэнергией, ОАО "ДЭК" при направлении гражданам-потребителям электроэнергии писем-предупреждений о необходимости самостоятельной замены ими счетчиков электроэнергии и за собственный счет в данном случае - превысило пределы осуществления гражданских прав и установленные ограничения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
При этом в рассматриваемом случае, антимонопольным органом и арбитражным судом установлено, что ОАО "ДЭК" в этом случае необоснованно возложило на граждан-потребителей электроэнергии самостоятельно и за собственный счет произвести замену счетчиков учета электроэнергии, несмотря на то, что такая обязанность по законодательству возложена именно на ОАО "ДЭК", а не на граждан.
Такие действия ОАО "ДЭК", как монополиста, прямо запрещены частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", так как могут привести к ущемлению интересов граждан-потребителей. В связи с чем, вынесенные Хабаровским УФАС России решение N 6 и предписание N 4 от 17.03.2009, с требованиями, обязывающими этого монополиста прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а также проинформировать граждан-потребителей об отзыве писем-предупреждений о необходимости замены приборов учета электрической энергии - являются законными и обоснованными, и следовательно, права заявителя не нарушают.
Доводы представителя заявителя в судебном заседании о том, что антимонопольным органом не доказано фактическое нарушение чьих-либо прав направлением уведомлений судом отклонены как неосновательные.
Четвертым абзацем пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 разъяснено, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Принимая во внимание изложенное, и в соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "ДЭК".
Государственная пошлина в сумме 2 000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со ст. 110 НК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку полностью уплачена при подаче заявления в суд по платежному поручению N 31370 от 08.12.2008.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
В удовлетворении требований ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" о признании недействительными решения от 17.03.2009 N 6 и предписания от 17.03.2009 N 4 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 июля 2009 г. N А73-6297/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2009 г. N Ф03-7096/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании