Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 5 октября 2009 г. N А73-10896/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2010 г. N Ф03-753/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2009, изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 05.10.2009.
Заместитель прокурора Хабаровского края обратился в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю), Товариществу собственников жилья "Маяк" (ТСЖ "Маяк") о признании недействительным договора поручения N 341п/221 от 04.07.2007, заключенного между ответчиками.
Истец на требованиях настаивал (с учетом пояснений к исковому заявлению от 30.09.2009).
Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах. В частности, указали на выполнение ТСЖ "Маяк" в рамках договора поручения только консультативной и технической работы по сбору и обработке документов, необходимых для приватизации жилых помещений.
Как следует из материалов дела, 04.07.2007 между ТУ Росимущества по Хабаровскому краю (доверитель) и ТСЖ "Маяк" (поверенный) заключен договор N 341/-п/221, согласно которому доверитель поручил, а поверенный принял на себя обязанности по осуществлению действий в соответствии с ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Жилищным кодексом РФ.
Пунктом 1.1. указанного договора на поверенного возложены следующие функции:
- рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам федерального жилищного фонда (в том числе приватизации),
- представление интересов ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в администрациях муниципальных образований для решения вопросов приватизации жилищного фонда, являющегося федеральной собственностью и учтенного в реестре федерального имущества,
- представление интересов ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в Управлении жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска,
- заключение договоров поручения с гражданами и выдача доверенностей на обращение в Управление Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО (с целью получения данных о зарегистрированных правах, подготовки заявок, получения свидетельств и т.д.),
- представление интересов ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в судах по вопросам, связанным с исполнением полномочия по настоящему договору.
Истец, полагая, что договор поручения N 341п/221 от 04.07.2007 является недействительным (ничтожным), поскольку противоречат положениям п. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), обратился в суд с настоящим иском.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По мнению истца, п. 1.1 договора поручения в нарушение п. 3 ст. 15 Закона о конкуренции предусматривает возложение на ТСЖ "Маяк" функций ТУ Росимущества по Хабаровскому краю как органа исполнительной власти по решению вопросов, касающихся владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и расположенным на территории Хабаровского края.
Обосновывая таким образом свои требования истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказал, что спорные правоотношения сложились именно в сфере действия Закона о конкуренции.
Пункт 1 ст. 3 Закона о конкуренции (в редакции, действовавшей на дату заключения договора поручения) определяет, что правовое регулирование данного закона направлено на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Здесь же называются субъекты указанных отношений: российские юридические лица; иностранные юридические лица; физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации; государственные внебюджетные фонды; Центральный банк Российской Федерации.
При этом конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 указанного закона является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможностью каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Вместе с тем в рассматриваемом случае судом не выявлено наличия отрицательного влияния на конкурентную среду, поскольку заключение ответчиками оспариваемого договора не привело, во-первых, к лишению любого гражданина (юридического лица) права на обращение в ТУ Росимущества по Хабаровскому краю либо иную специализированную организацию (юридическую консультацию и т.д.) с заявлением о приватизации жилищного фонда (в том числе по вопросам разъяснения жилищного законодательства и т.д.), а во-вторых, к ограничению деятельности других государственных органов и организаций, осуществляющих свои полномочия на соответствующем рынке (рынке недвижимости).
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, установленных законом, а также наделение хозяйствующего субъекта функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Истец считает, что на ТСЖ как хозяйствующий субъект возложены следующие функции ТУ Росимущества по Хабаровскому краю: рассмотрение обращений граждан (юридических лиц) и представление интересов агентства в различных органах по вопросам федерального жилищного фонда (п. 1.1 договора поручения).
Действительно, согласно п. 1 разд. 1, п. 1, 2, 26, 32 разд. 2 Положения о ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, утвержденного приказом Росимущества N 37 от 01.02.2005, территориальное управление, являясь территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом:
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества,
- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации,
- дает согласие на приватизацию жилых помещений, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными предприятиями и учреждениями,
- осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Между тем из буквального толкования п. 1.1 договора поручения, а также сопоставления его с другими условиями договора, пояснениями представителей ТУ Росимущества по Хабаровскому краю и ТСЖ "Маяк" следует, что под обращением граждан и юридических лиц стороны в данном случае подразумевали устное либо письменное заявление гражданина (юридического лица) о содействии в реализации его прав на приватизацию жилого помещения, разъяснении норм федерального жилищного законодательства.
Рассмотрение ТСЖ "Маяк" указанных обращений не предполагало вынесение по его результатам каких-либо письменных ответов, актов, имеющих властный характер либо обязательных для исполнения. Осуществление данного поручения носило консультативный характер, председатель товарищества вела личный прием, вся работа проводилась в более короткие сроки, нежели это предусмотрено законодательством для государственного органа.
Более того, доверенность N юр/284 от 25.07.2007, выданная ТУ Росимущества по Хабаровскому краю на имя Вотинцевой Е.В. - председателя ТСЖ "Маяк" - в рамках реализации договора поручения, также не предоставляет поверенному полномочия по вынесению каких-либо актов, подменяющих собой акты территориального управления (например, по даче согласия на приватизацию жилого помещения и т.д.).
Судом также приняты во внимание п. 3 разд. 1 и п. 8 разд. 3 Положения о ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, согласно которым территориальное управление вправе осуществлять свою деятельность во взаимодействии с юридическими и физическими лицами, а также заключать различные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.
На основании изложенного суд приходит к выводу о недоказанности заявленных заместителем прокурора Хабаровского края требований о признании договора поручения недействительным.
Расходы по уплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако не взыскиваются ввиду освобождения последнего от уплаты обязательного платежа по ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после принятия решения в Шестой апелляционный арбитражный суд; по вступлении решения в законную силу - в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 октября 2009 г. N А73-10896/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2010 г. N Ф03-753/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании