Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 5 ноября 2009 г. N А73-14243/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 февраля 2010 г. N Ф03-8425/2009 настоящее Решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" обратилось с иском в арбитражный суд к ОАО "РЖД" о взыскании пеней за просрочку в доставке груза 48 770,22 руб.
Ответчик иск не признал, сослался на увеличение срока доставки груза в связи с отцепкой вагона в пути следования по технеисправности, а также на дальнейшее следование вагона с меньшей скоростью, что изменило срокдоставки. В случае удовлетворения иска просил суд уменьшить размер пени в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.09.2008 со станции Уяр Крас.жд в адрес грузополучателя ООО "РН-Комсомольский НПЗ", станция назначения Дземги ДВост.жд. по транспортной железнодорожной накладной N ЭФ208477 в вагоне N 73481988 отправлен груз - нефть сырая.
Срок доставки груза установлен 10.10.2008.
На станцию назначения вагон прибыл по дорожной ведомости N ЭФ532166 17.10.2008.
Полагая, что вагон доставлен грузоперевозчиком с просрочкой, истец обратился к нему с претензией N 14/8259 от 05.11.2008.
Добровольное неудовлетворение претензии явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи со следующим.
В соответствии со ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по еревозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузом поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.
Раздел 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 и зарегистрированных в Минюсте, содержит перечень оснований для увеличения срока доставки груза.
В соответствии с пунктом 6.3 указанных Правил сроки доставки грузов увеличиваются в случаях исправления технической неисправности вагона, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах и проставляются соответствующие отметки в накладной (п. 6.7 Правил).
Согласно отметке в железнодорожной накладной 29.09.2008 вагон отцеплен на станции Тайшет ВСжд по техбраку (грение буксы), о чем составлен акт общей формы N 28583.
Согласно указанному акту время задержки вагона с 29.09.2008 21:33 по 29.09.2008 21:50.
Нахождение вагона в ремонте подтверждается также актом общей формы N 29871 и уведомлениями на приемку и выход вагона из ремонта.
Перевозка груза осуществлялась маршрутной отправкой по одной накладной, которая регулируется Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом МПС России 18.06.2003 N 32 и зарегистрированными в Минюсте России.
В силу п. 8 названных Правил в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) технеисправности перевозчик обязан составить соответствующие документы.
При этом срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагона, после устранения технеисправности вагона исчисляется из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Составление соответствующих документов перевозчиком подтверждается документально.
Следовательно, возражения ответчика относительно изменения срока доставки грузов после его отцепки по технеисправности на станции Тайшет являются обоснованными.
После отцепки вагона, исходя из оставшегося расстояния до станции назначения 3847 км и скорости для повагонной отправки 380 км/час, срок доставки изменен и от станции отцепки составляет 10 суток.
С учетом изложенных обстоятельств вагон N 73481988 прибыл на станцию назначения без просрочки в доставке груза и оснований для взыскания пени у суда не имеется.
Ссылки ответчика на увеличение срока доставки по п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом судом не приняты во внимание, так как ответчик не представил доказательств того, что неисправность вагона, возникла по не зависящим от перевозчика причинам.
Так, согласно пункту 5.1.1 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом для перевозки опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими. Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом отношении (п. 5.1.3 Правил).
Пунктом 5.1.4 названных Правил предусмотрено, что вагоны перед погрузкой опасных грузов должны пройти техническое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении. Вагоны предъявляются к техническому обслуживанию и осмотру только в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных грузов. Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств и др.) подвижного состава, подаваемого под погрузку опасных грузов, проводятся работниками вагонного хозяйства железных дорог.
Учет предъявления к техническому освидетельствованию вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в специальной отдельной книге формы ВУ-14 (пункт 5.1.5 Правил).
Кроме того, согласно пункту 1.2.4 Инструкции осмотрщика вагона, утвержденной замминистра путей сообщения, осмотрщик обязан проверять техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах. В соответствии с пунктом 2.2.5 Инструкции определение технического состояния и пригодности, в том числе, колесных пар, производится работниками ПТО.
Однако материалы дела не содержат доказательств выполнения ответчиком необходимых действий по определению технического состояния вагона в соответствии с требованиями статьи 20 УЖД РФ и вышеназванных Правил.
Расходы по госпошлине относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В иске ООО "РН-Комсомольский НПЗ" к ОАО "РЖД" о взыскании 48 770,22 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в кассационном порядке путем направления жалоб через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 ноября 2009 г. N А73-14243/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 февраля 2010 г. N Ф03-8425/2009 настоящее Решение отменено
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании