Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 июля 2009 г. N А73-3238/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5970/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 г. N 06АП-3550/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 25.06.2009
МУП г. Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" обратилось в арбитражный суд к Министерству финансов Хабаровского края (далее по тексту - Минфин края) о взыскании 1 020 341 руб. убытков.
Определением от 27.04.09. судом на основании ст. 46 АПК РФ по ходатайству ответчика с согласия истца городской округ "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации г. Хабаровска привлечен (далее по тексту - Фин. департамент) в качестве соответчика.
Истец в судебном заседании требования поддержал в соответствии с доводами искового заявления. Взыскиваемая сумма представляет собой выпадающие доходы, возникшие вследствие разницы между стоимостью услуг, оказываемых согласно гарантированному перечню похоронных услуг на безвозмездной основе, и произведенным Минфином края возмещением за период с 19.05.07. по 31.12.07. по следующим категориям:
- умерший не работал и не являлся пенсионером,
- личность умершего не установлена органами внутренних дел в сроки, определенные законодательством РФ.
При этом истец надлежащим ответчиком считает Минфин края.
Ответчик - Минфин края с иском не согласен в связи с тем, что считает себя ненадлежащим ответчиком. В возражениях сослался на то, что услуги по погребению находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Вопросы предоставления материальной и иной помощи для погребения ФЗ N 184-ФЗ от 06.10.1999 относит к собственным полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения. Осуществление данных полномочий финансируется из бюджетов субъектов и подлежит их нормативно-правовому регулированию. Оказанные истцом услуги по гарантированному перечню полностью ему возмещены исходя из установленного Правительством края норматива. Кроме того, Минфин края указал, что услуги по изготовлению надгробного знака из бетона, изготовлению указательной таблички эмалированной, вырубке надписей с указанием сведений об умершем и номера, покрытие надписей черной краской не включены в перечень услуг, установленный ФЗ "О погребении и похоронном деле", но относятся к ритуальным и подлежат финансированию за счет средств местных бюджетов, так как вопросы организации ритуальных услуг отнесены к компетенции городского округа в силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 86 БК РФ.
Ответчик - Фин. департамент полностью поддержал позицию истца. Размер суммы иска ответчиком не оспорен. Возражения фин. департамента связаны с тем, что он считает себя ненадлежащим ответчиком. В обоснование своей позиции указал, что согласно ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость предоставляемых в соответствии с установленным перечнем определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается за счет средств бюджетов субъектов РФ, поэтому средства бюджетов муниципальных образований не являются источниками возмещения специализированной службе стоимости гарантированного перечня услуг. К вопросам местного значения городского округа ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а не возмещение стоимости услуг по гарантированному перечню. В подтверждение правомерности своей позиции сослался на закон Хабаровского края от 14.11.2007 N 154 и постановление Мэра г. Хабаровска от 19.03.08. N 640.
Третье лицо поддержало позицию Минфина края в соответствии с представленным отзывом.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил:
Истец в период с 19.05.07. по 31.12.07. предоставил за счет собственных средств услуги по погребению следующих категорий умерших на общую сумму 5 669 314 руб.:
- лица, личность которых не установлена органами внутренних дел (неизвестные) в количестве 383 человек на сумму 2 889 735 руб.,
- неработающие не пенсионеры в количестве 348 человек на сумму 2 779 579 руб.
Факт оказания услуг ответчиками не оспаривался и подтверждается реестрами счетов, направляемых в органы социальной защиты, справками и направлениями указанных органов, справками пенсионного фонда, ФОМС, актами сверки представленных списков с Управлением социальной защиты населения администрации и Бюро судебно-медицинской экспертизы.
При этом в представленных счетах перечень оказанных услуг и их стоимость указана в соответствии с постановлением Мэра г. Хабаровска от 16.05.07. N 686.
Из материалов дела следует, что возмещение стоимости оказанных услуг произведено в размере 4 648 973 руб., исходя из нормативов, установленных постановлением Губернатора Хабаровского края от 03.02.05. и постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.07. N 112-пр.
Разница между стоимостью оказанных услуг и размером возмещения и составляет сумму иска.
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск в части взыскания основного долга подлежащим удовлетворению.
ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ (далее по тексту - закон о погребении) в ст. 9 гарантирует супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Оказание данных услуг возлагается на специализированную службу по вопросам похоронного дела, создаваемую органами местного самоуправления районов, поселений городских округов (ст. 29 закона о погребении).
Согласно п. 3 ст. 9 закона о погребении в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, стоимость услуг, предоставляемых по гарантированному перечню, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, также осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ (ст. 12 закона о погребении). Стоимость данных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 9 закона о погребении.
Возмещение стоимости услуг по гарантированному перечню за счет средств краевого бюджета по такай категории граждан как "умерший, чья личность не установлена" является расходным обязательством Хабаровского края в силу ст. 85 БК РФ в связи с принятием постановления Губернатора Хабаровского края от 03.02.05. N 16 (действовавшего до 09.06.07.), постановления Правительства Хабаровского края от 09.06.07. N 112-пр.
Услуги по погребению вышеназванных категорий лиц в силу п. 2 ст. 1 закона о погребении являются мерой социальной защиты граждан, которая в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в п. 41 ч. 2 ст. 26.3 вопросы предоставления материальной и иной помощи для погребения относит к собственным полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения. Ч. 2 ст. 26.14 указанного закона предоставляет субъекту РФ право самостоятельно устанавливать региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 этого закона.
В связи с изложенным постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.07. N 112-пр утверждено Положение о предоставлении и расходовании субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края для возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. В период до 09.06.07. действовало аналогичное положение, утвержденное постановлением Губернатора Хабаровского края от 03.02.05. N 16.
В названном положении сказано, что стоимость услуг по погребению по гарантированному перечню, предоставляемых специализированными службами и подлежащих возмещению за счет средств краевого бюджета, определяется органами местного самоуправления. Однако финансирование расходов по возмещению стоимости услуг по погребению умерших (не работающих не пенсионеров и тех, чья личность не установлена), предоставляемых по гарантированному перечню, производится в пределах утвержденных нормативов возмещения стоимости услуг, применяемых для определения размера субвенций.
Норматив возмещения стоимости услуг по погребению в г. Хабаровске, действующий в исковой период, установлен в размере 6 000 руб. до 09.06.07., 6 180 руб. - после указанной даты.
В абз. 5 п. 5 ст. 86 БК РФ определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ при наличии собственных финансовых средств.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Абз. 5 п. 5 ст. 86 БК отсутствует
Постановлением от 16.05.07. N 686 Мэр г. Хабаровска утвердил стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню и оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе, в размере 8 426 руб., а также стоимость услуг, оказываемых специализированной службой при погребении умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в размере 7 454 руб.
Таким образом, муниципальное образование "Город Хабаровск", утвердив постановлением N 686 стоимость предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению выше установленных субъектом РФ нормативов, приняло на себя обязательство по возмещению данных расходов.
Ссылку Фин. департамента на закон Хабаровского края от 14.11.07. N 154 и постановление Мэра г. Хабаровска от 19.03.08. N 640 суд счел необоснованной, так как их действие не распространяется на спорный период.
На основании изложенного суд счел требования истца о взыскании 1 020 341 руб. убытков обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны городского округа "Город Хабаровск".
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика, за счет которого удовлетворены исковые требования, однако поскольку последний освобожден от уплаты данного вида судебных расходов в силу пп. 1.1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил :
Взыскать с казны городского округа "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации г. Хабаровска в пользу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" 1 020 341 руб. убытков.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" из федерального бюджета госпошлину в размере 16 602 руб., уплаченную по платежному поручению N 78 от 17.02.2009.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 июля 2009 г. N А73-3238/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5970/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 г. N 06АП-3550/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании