Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5970/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе, при участии от муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания": Полозова Т.Д., представитель по доверенности от 03.11.2009 N 421; Гормашова Т.П., представитель по доверенности от 03.11.2009 N 420; от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., главный специалист юридической службы по доверенности от 10.06.2008 N 19-06/964; от городского округа "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации города Хабаровска: Малашкин Д.Л., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 04-02/15, от третьих лиц: администрации города Хабаровска - Малашкин Д.Л., представитель по доверенности от 19.01.2009 N 1.1.55/155, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента администрации города Хабаровскана решение от 06.07.2009 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-3238/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" к Министерству финансов Хабаровского края, городскому округу "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации города Хабаровска, третьи лица: администрация города Хабаровска, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации, о взыскании 1020341 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 г.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12.11.2009.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1020341 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2007 году услуг по погребению на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
Определением суда от 27.04.2009 к участию в деле в качестве соответчика привлечен городской округ "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации г. Хабаровска (далее - Финансовый департамент).
Решением суда от 06.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2009, исковые требования истца удовлетворены. С казны городского округа "Город Хабаровск" в лице Финансового департамента администрации г. Хабаровска взысканы убытки в сумме 1020341 руб. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в соответствии со статьей 9 Закона о погребении компенсация расходов на оказание услуг по погребению должна осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает право органов местного самоуправления городского округа направлять средства местного бюджета на данные цели.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 19.05.2007 по 31.12.2007 предприятие предоставляло услуги по погребению лиц, не работающих и не являющихся пенсионерами, а также тех лиц, чья личность не установлена органами внутренних дел за счет собственных средств на основании Закона о погребении.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В связи с неполным возмещением истцу расходов по предоставлению услуг по погребению заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе.
В пункте 3 статьи 9 вышеназванного Закона установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером.
Пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением губернатора Хабаровского края от 03.02.2005 N 16 (действовавшего до 09.06.2007) и Постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.2007 N 112-пр (действовавшего до 01.01.2008) норматив возмещения стоимости услуг по погребению в городе Хабаровске установлен в размере 6000 руб. и 6180 руб. соответственно.
Абзац 2 пункта .5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами субъектов Российской Федерации.
В силу указанной нормы Мэр города Хабаровска постановлением от 16.05.2007 N 686 утвердил стоимость предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, оказываемых на безвозмездной основе, в сумме 8426 руб. и стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших личность которых не установлена органами внутренних дел в сумме 7454 руб.
Учитывая, что, муниципальное образование "Город Хабаровск" утвердило стоимость предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению выше установленных субъектом Российской Федерации нормативов, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что муниципальное образование приняло на себя обязательство по возмещению составивших разницу расходов.
Так как пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа, которые, согласно подпункту 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицитов соответствующего местного бюджета. Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, образующих расходные обязательства муниципального образования, являются расходами местного бюджета.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.07.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А73-3238/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что, муниципальное образование "Город Хабаровск" утвердило стоимость предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению выше установленных субъектом Российской Федерации нормативов, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что муниципальное образование приняло на себя обязательство по возмещению составивших разницу расходов.
Так как пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа, которые, согласно подпункту 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицитов соответствующего местного бюджета. Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, образующих расходные обязательства муниципального образования, являются расходами местного бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф03-5970/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании