Вопрос: У организации в составе капитальных вложений на счете 08 числятся затраты на недостроенное здание гаража в сумме 650000 руб. Руководство организации приняло решение списать "недострой". Строительство гаража велось в 2007 году подрядным способом. Какими документами оформить списание данного актива? Как отразить операцию по списанию "недостроя" в бухгалтерском и налоговом учете?
1. Документальное оформление
Руководитель организации издает приказ о ликвидации незавершенного строительства и назначает для этих целей специальную комиссию. Задача ликвидационной комиссии - осмотреть объект незавершенного строительства, определить возможное использование материальных ценностей списываемого объекта, подобрать необходимую техническую документацию по нему, используя данные бухгалтерского учета. После этого комиссия составляет акт о целесообразности списания "недостроя". Следует отметить, что специальной унифицированной формы такого акта Госкомстатом не утверждено, поэтому организация может разработать ее самостоятельно.
По окончании всех ликвидационных работ необходимо составить акт о списании объекта незавершенного строительства. И опять организация ввиду отсутствия унифицированной формы соответствующего акта может разработать подходящую форму первичного документа, например, на основании акта о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма N КС-9), акта об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма N КС-10) и раздела 3 акта о списании объекта основных средств (форма N ОС-4).
Если в ходе ликвидации оприходованы материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования (продажи), то их поступление на склад оформляется приходным ордером по форме N М-4.
2. Бухгалтерский учет
В целях бухгалтерского учета расходы, связанные с ликвидацией объекта незавершенного строительства, учитываются в составе прочих расходов на основании п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Списание объекта незавершенного строительства отражается по счету 91 "Прочие доходы и расходы". На данном счете учитываются и расходы по ликвидации объекта.
В бухгалтерском учете при списании незавершенного строительства формируются проводки:
Дебет счета 91 Кредит счета 08 - стоимость списываемого незавершенного строительства;
Дебет счета 10 Кредит счета 91 - оприходованы материалы от разборки;
Дебет счета 91 Кредит счета 70, 69 - оплата труда рабочих, осуществляющих разборку объекта.
Не стоит забывать о том, что при ликвидации объектов должны быть оприходованы материалы от разборки. Материалы, приходуемые от разборки, оцениваются по текущей рыночной цене, определяемой на дату принятия их к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").
3. Налоговый учет
Расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства учитываются в налоговой базе на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Имеются в виду затраты на демонтаж, разборку и вывоз мусора. Стоимость самого недостроенного объекта включить в состав расходов налогоплательщик не может. Такие расходы в названном подпункте не предусмотрены.
Стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Основание - п. 13 ст. 250 НК РФ.
Величина внереализационных доходов определяется исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 40 НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).
Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 250 НК РФ.
В отношении НДС позиция чиновников крайне неблагоприятна для налогоплательщиков. В частности, в письме от 24.03.2008 N 03-07-11/106 Минфин заявил: поскольку ликвидация объекта незавершенного капитального строительства объектом налогообложения не является, суммы НДС, предъявленные подрядчиками со стоимости работ по демонтажу ликвидируемого объекта, к вычету не принимаются. Более того, "входной" НДС по товарам, работам, услугам, использованным при строительстве, ранее принятый к вычету, следует восстановить (письмо Минфина России от 07.02.2008 N 03-03-06/1/86).
О.И. Языкова,
ведущий аудитор ЗАО "Аудит-центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", февраль 2010 г., N 2 (122)