Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 17 ноября 2009 г. N А73-14806/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2527/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю от 05.08.2009 N 1297 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме. В обоснование требований заявитель указал на то, что распоряжение как принятое с нарушением действующего законодательства возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию передаваемого объекта. Кроме того, ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривающего необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, согласования действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в отзыве на заявление требование отклонил.
Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, в заседание суда не явился.
По правилам ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
05.08.2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю издано распоряжение N 1297 о безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации - "общежитие", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Аксенова, 32 "а" Лит. А, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Администрация г. Хабаровска, считая, что данное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, поскольку при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность ТУ ФАУГИ по Хабаровскому краю предварительно не получило согласие у органа местного самоуправления на его принятие, не решило вопрос об одновременной передаче земельного участка, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.06.2006 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и осуществляет полномочия по передаче в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность - объектов жилищного фонда.
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано Территориальным управлением в пределах его полномочий.
Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого распоряжения в муниципальную собственность безвозмездно подлежит передаче общежитие, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Аксенова, 32 "а".
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Суд отклоняет довод заявителя о необходимости волеизъявления органа местного самоуправления, та как данный довод может рассматриваться при принятии решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-0). В рассматриваемом случае заявитель ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность.
Ссылка заявителя на выводы, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку указанным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 374 от 13.06.2006 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ" установлен перечень документов, необходимых для принятия собственником решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 374, необходимы для принятия решения собственником о передаче имущества и не являются обязательными для передачи имущества.
Органы местного самоуправления обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом.
Материалами дела подтверждается, что при издании оспариваемого распоряжения ответчик располагал документами, необходимыми для принятия решения о передаче объекта в муниципальную собственность.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что в распоряжении N 1297 от 05.08.2009 не рассмотрен вопрос об одновременной передаче в муниципальную собственность земельного участка.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами обязанность по передаче и принятию в муниципальную собственность соответствующих объектов не обуславливается возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде одновременной передачи в муниципальную собственность земельных участков.
Общежитие, находящее по адресу: г. Хабаровск, ул. Аксенова, 32 "а" в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании вышеизложенного требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования Администрации г. Хабаровска о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю N 1297 от 05.08.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2009 г. N А73-14806/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 апреля 2010 г. N Ф03-2527/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании