Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 7 декабря 2009 г. N А73-16662/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2010 г. N Ф03-2700/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Серверный округ" (далее - ООО "УК "Северный округ") обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" от 16.10.2009 N 01/2106 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В судебном заседании представитель общества требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, считает, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения к ответственности, поскольку законный представитель не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась по основаниям, указанным в отзыве. Считает процедуру привлечения к ответственности не нарушенной.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 30.11.2009 по 07.12.2009.
Судом по материалам дела установлено следующее.
29.09.2009 при объезде территории города ведущим специалистом Управления административного технического контроля администрации гор. Хабаровска выявлен факт нарушения действующих правил, выразившийся в том, что по ул. Джамбула, 25 ООО "УК "Северный округ" ведется производство земляных работ по благоустройству дворовой территории.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2009 N 1/15-13/2320.
06.10.2009 обществу под входящий номер 2448 было вручено уведомление N 9-3/1275 со сведениями о времени и месте составления протокола (07.10.2009 в 11-30 по адресу: гор. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 6, каб. 122) по выявленному факту правонарушения.
07.10.2009 главным специалистом - членом административной комиссии в отношении ООО "УК "Северный округ" с участием представителя по доверенности от 01.06.2009 N 41 Перова В.В. составлен протокол N 1129 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был вручен под роспись вышеуказанному лицу.
16.10.2009 Административной комиссией городского округа "Город Хабаровск" в отсутствие законного представителя было рассмотрено административное дело, по результатам которого вынесено постановление N 01/2106 о привлечении ООО "УК "Северный округ" к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано в части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 25.4. КоАП РФ, в соответствии с которым дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок рассмотрения административных дел также регламентирован статьей 29.7. КоАП РФ. Согласно пунктам 2, 4 части 1 указанной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц или об отложении рассмотрения дела.
Согласно части 2 статьи 25.4. КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что перечень законных представителей юридического лица, предусмотренный статьей 25.4. КоАП РФ, является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Как следует из протокола рассмотрения дела об административном правонарушении от 16.10.2009 N 2106, рассмотрение дела состоялось 16.10.2009 в отсутствие законного представителя ООО "УК "Северный округ" - генерального директора Крахина В.В.
В обоснование извещения законного представителя о времени и месте рассмотрения административного дела административный орган ссылается на извещение представителя общества Перова В.В., присутствующего при составлении протокола об административном правонарушении и которому вручена копия протокола с вышеуказанными сведениями. Представитель был допущен к участию в деле на основании общей доверенности от 01.06.2009 N 41.
Однако факт присутствия представителя Перова В.В. при составлении протокола и вручения ему документа со сведениями о времени и месте рассмотрения дела не может быть принят в качестве доказательства надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено административное дело, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в вышеуказанной доверенности отсутствует указание на то, что Перов В.В. уполномочен на представление интересов общества по данному делу.
Представителя, выступающего по общей доверенности, выданной руководителем юридического лица, в силу положений КоАП РФ нельзя рассматривать как законного представителя данного юридического лица, поскольку он не обладает статусом органа юридического лица, основанным на законе или учредительных документах.
В силу статей 65, 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что на момент рассмотрения административного дела и вынесения оспариваемого постановления у административного органа не имелось доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения дела.
Доказательств, опровергающих данный вывод, административным органом не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении административным органом процессуального порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, законный представитель был лишен возможности присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, тем самым юридическое лицо было лишено прав защищать свои интересы.
Поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Кроме того, статьей 28.2. КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, наряду с требованиями о содержании протокола предусмотрен ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся участие представителя юридического лица при составлении протокола, дача им объяснения по поводу вменяемого правонарушения, подписание протокола, право представить замечания по содержанию протокола.
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (часть 6 статьи 28.2. КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1. статьи 28.2. КоАП РФ).
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства получения обществом копии протокола об административном правонарушении от 07.10.2009 N 1129. Материалами дела подтверждается лишь факт вручения его представителю по доверенности Перову В.В., при этом не представляется возможным установить, был ли протокол получен обществом или его законным представителем. Факт передачи протокола Перовым В.В. и получения его Крахиным В.В. оспаривается обществом.
Ненаправление (невручение) протокола об административном правонарушении надлежащим образом, подтверждающим факт и дату его получения, свидетельствует о лишении общества гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством. Нарушение носит существенный характер и также является в силу вышеуказанных норм процессуальных требований основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанные выше процессуальные нарушения судом признаются существенными, поскольку препятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, возможность устранения данных недостатков отсутствует.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
требование общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Северный округ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" от 16.10.2009 N 01/2106 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 декабря 2009 г. N А73-16662/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2010 г. N Ф03-2700/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании