Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 2 марта 2010 г. N А73-18870/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2010 г. N Ф03-3358/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть судебного акта объявлена 26 февраля 2010 г.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской рыбный порт" обратилось к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 231 199 руб. 65 коп.
Истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в его отсутствие.
В обоснование исковых требований ссылается на нарушение ответчиком сроков доставки, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Ответчик против иска возражает. Ссылается на неверное указание даты истечения срока доставки в железнодорожной накладной, который согласно Правилам исчисления срока доставки истекал 07.08.2009. Представил контррасчет по иску, в соответствии с которым сумма пени составила 154 133 руб. 10 коп. Просит применить статью 333 Гражданского кодекса РФ и снизить размер пени.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, суд установил:
25.07.2009 со станции Заринская Западно-Сибирской железной дороги до станции назначения Мыс Чуркина ДВЖД в адрес получателя груза ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" по железнодорожной накладной N ЭЯ843762 отправлен груз - кокс доменный. Срок доставки согласно накладной истекал 06.08.2009.
На станцию назначения вагоны NN 64708167, 67281121, 66283870, 62354824, 61983508, 64142748, 64346950, 63061261, 64670201, 63331383 прибыли по накладной 09.08.2009.
В связи с допущенной просрочкой период, которой по расчету истца составил 3 суток, ОАО "Владморрыбпорт" обратилось к перевозчику с претензией N 98пр от 21.08.2009 об уплате 231 199 руб. 65 коп. пени согласно статье 97 УЖТ РФ.
Отклонение претензии явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из следующего.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки.
В силу ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
Согласно ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В силу п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 Правил нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Правил сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза.
В соответствии с пунктом 11 Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены указанными Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Между тем, в накладной N ЭЯ 843762 в графе "Особые заявления и отметки отправителя" отсутствует отметка о том, что срок доставки груза установлен по согласованию сторон.
В таком случае суд считает необходимым в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ, пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 руководствоваться предусмотренным Правилами порядком исчисления срока доставки, в соответствии с которым срок доставки по спорной отправке истекал 07.08.2009.
При отсутствии соответствующей отметки в графе "Особые заявления и отметки отправителя" доводы ответчика о том, что указание в накладной срока доставки 06.08.2009, не соответствующего Правилам, явилось следствием ошибки, признает обоснованными.
Материалами дела установлено, что вагоны NN 64708167, 67281121, 66283870, 62354824, 61983508, 64142748, 64346950, 63061261, 64670201, 63331383 по спорной железнодорожной накладной доставлены 09.08.2009, то есть с просрочкой в 2 суток, поэтому требование истца о взыскании пени в размере 154 133 руб. 10 коп., исходя из определенной провозной платы (856 295 руб.), обоснованно и подлежит удовлетворению.
В части взыскания пени 77 066 руб. 55 коп. в связи с изложенным удовлетворению не подлежит.
При этом судом отклонены доводы ответчика о продлении срока доставки груза по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, сроки доставки грузов увеличиваются на весь период простоя в случаях исправления технической неисправности вагона, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также на время задержки вагонов на промежуточной станции по причине их непринятия железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах и проставляются соответствующие отметки в накладной (п. 6.7 Правил).
В графе "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания "Груз задержан на станции ________ для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ______, о чем составлен акт общей формы. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Из материалов дела видно, что вагоны 04.12.2008 отцеплены на станции Новый Ургал по причине уменьшения веса поезда.
Между тем, обстоятельство отцепки по причине уменьшения веса поезда не предусмотрено Правилами в качестве основания для увеличения срока доставки, в связи с чем соответствующие доводы ответчика отклоняются.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку не представлено документов, подтверждающих отсутствие вины в просрочке доставки груза перевозчиком, суд считает доводы ответчика в силу ст. 68 АПК РФ бездоказательными.
Порядок предъявления претензии к перевозчику, установленный ст. 120 УЖТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, суд считает соблюденным.
Ходатайство ответчика о снижении размера пени отклоняется судом.
Исходя из положений статьи 333 ГК РФ право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 ГК РФ", доказательства, подтверждающие явную несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
Поскольку размер предъявленной к взысканию неустойки определен в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ, а доказательств того, что размер пени явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке груза, ответчиком не представлено, суд не находит оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок предъявления претензии к перевозчику, установленный ст. 120 УЖТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, истцом соблюден.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил
Иск удовлетворить в части. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Владивостокский морской рыбный порт" 154 133 руб. 10 коп. пени и расходы по государственной пошлины в размере 4 082 руб. 66 коп.
В остальной части иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 марта 2010 г. N А73-18870/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2010 г. N Ф03-3358/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании