Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 4 февраля 2010 г. N А73-30/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2010 г. N Ф03-3341/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2010 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" (далее - "Фиас-Амур") обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.11.2009 N 08-09/317, 08-09/321 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей за каждое правонарушение.
Заявлениям присвоены соответственно номера дел А73-30/2010 и А73-31/2010. Определением от 25.01.2010 судом производство по делам в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) объединено в одно производство. Делу присвоен общий номер А73-30/2010.
В судебном заседании представитель общества на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлениях.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился. Позицию изложил согласно отзыву на заявления.
В заседании суда в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 25.01.2010 по 28.01.2010.
Судом по материалам дела установлено следующее.
Амурской таможней проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства в отношении ООО "Фиас-Амур".
По результатам проверки установлено, что общество 30.04.2008 заключило импортный контракт N FA-FIAS-PC05/2008 (далее - контракт) с компанией-нерезидентом "FIAS Consultant Inc" (США) на поставку товаров. Паспорт сделки (далее - ПС) N 08050004/0084/0010/2/0 оформлен 15.05.2008 в Комсомольском-на-Амуре филиале ОАО "Далькомбанк". В счет исполнения условий контракта общество перечислило денежные средства на счет компании-нерезидента на общую сумму 156232,60 долларов США и осуществило ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10707090/130209/0001210 на сумму 20380 долларов США. Выпуск товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен по вышеуказанной ГТД 13.02.2009. Документы о подтверждающих документах и справка о подтверждающих документах должны были быть представлены в банк ПС не позднее 02.03.2009, фактически же указанные документы представлены обществом в банк 29.06.2009.
За несвоевременное представление вышеуказанных документов 12.10.2009 таможенным органом в отношении ООО "Фиас-Амур" с участием его законного представителя - директора Войтик К.Н., составлен протокол N 10712000-175/2009 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ. Процессуальный документ вручен лично директору под роспись.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлен таможенным органом для рассмотрения по подведомственности в МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае.
Определением от 12.11.2009 рассмотрение административного дела N 08-09/317 назначено руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае на 26.11.2009 в 15 часов 45 минут по адресу: гор. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, кабинет 112.
О времени и месте рассмотрения административного дела общество извещено телеграммой, направленной в его адрес и полученной последним 16.11.2009.
26.11.2009 руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае по результатам рассмотрения административного дела с участием защитника, действующего по доверенности, вынесено постановление N 08-09/317 о признании ООО "Фиас-Амур" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ, и привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Во исполнение вышеуказанного контракта общество осуществило ввоз товара на таможенную территорию РФ по ГТД N 10609030/040509/0002594 на сумму 2232,04 долларов США. Выпуск товара на таможенную территорию РФ осуществлен 06.05.2009. Документы, подтверждающие факт ввоза товара на территорию Российской Федерации по вышеуказанной ГТД со справкой о подтверждающих документах должны были быть представлены в банк ПС не позднее 21.05.2009, фактически представлены - 29.06.2009.
По факту несвоевременного представления вышеуказанных документов 12.10.2009 таможенным органом в отношении ООО "Фиас-Амур" с участием его законного представителя - директора Войтик К.Н., составлен протокол N 10703000-179/2009 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ. Процессуальный документ вручен лично директору под роспись.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлен таможенным органом для рассмотрения по подведомственности в МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае.
Определением от 12.11.2009 рассмотрение административного дела N 08-09/321 назначено руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае на 26.11.2009 в 16 часов 05 минут по адресу: гор. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, кабинет 112.
О времени и месте рассмотрения административного дела общество извещено телеграммой, направленной в его адрес и полученной последним 16.11.2009.
26.11.2009 руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае по результатам рассмотрения административного дела в присутствии представителя по доверенности вынесено постановление N 08-09/321 о признании ООО "Фиас-Амур" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ, и привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Несогласие общества с указанными постановлениями явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет административную ответственность, установленную частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Формы учета и отчетности по валютным операциям, а также сроки их представления установлены Положением Центрального Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), а также Указанием Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж".
Пунктами 2.2, 2.4 Положения N 258-П (в редакции Указания Центрального Банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У "О внесении изменений в Положение N 258-П"), установлена обязанность резидента представлять в уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен паспорт сделки, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указания N 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, является, в частности, справка о подтверждающих документах (далее - СПД), указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Как установлено судом по материалам дела, ООО "Фиас-Амур" в силу требований вышеуказанных нормоположений обязано было представить в уполномоченный банк ПС документы, подтверждающие факт ввоза товаров и СПД, в одном случае - не позднее 02.03.2009, в другом - 21.05.2009, фактически, согласно ведомостям банковского контроля и отметкам на СПД, документы представлены в банк ПС - 29.06.2009, тем самым обязанности, возложенные на общество действующим законодательством, исполнены несвоевременно.
Нарушение ООО "Фиас-Амур" требований пунктов 2.2, 2.4 Положения N 258-П свидетельствует о наличии в его действиях признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ, как несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Таким образом, суд считает доказанными материалами административных производств NN 08-09/317, 08-09/321 как факты вменяемых правонарушений, так и вину юридического лица, выразившуюся в непринятии обществом всех возможных мер по своевременному исполнению взятых на себя обязательств в области валютных правоотношений в части соблюдения установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Оценка обстоятельств совершенных обществом деяний не позволяет также квалифицировать их малозначительными, соответственно отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ. Из материалов дела не усматривается уважительных причин, которые препятствовали бы обществу надлежащим образом исполнить свои обязанности.
Судом отклоняется как несостоятельный довод общества о привлечении его неоднократно к административной ответственности за одно и то же правонарушение.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективную сторону вменяемых обществу административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25. КоАП РФ, составляют, в том числе, действия (бездействие) в виде несоблюдения установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно оспариваемым постановлениям от 26.11.2009 NN 08-09/317, 08-09/321 общество привлечено к административной ответственности за непредставление в установленный срок в уполномоченный банк СПД и ГТД NN 10707090/130209/0001210, 10609030/040509/0002594, связанных с проведением конкретных валютных операций, подтверждающих факты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации в феврале и мае 2009 года, в то время как из постановлений от 26.11.2009 N 08-09/314, 08-09/315, 08-09/316, 08-09/318, 08-09/319, 08-09/320, 08-09/322, на которые ссылается заявитель, следует, что он привлечен к ответственности по факту непредставления в банк документов по иным валютным операциям, проведенным в декабре 2008 года, январе, марте, апреле, июле 2009 года.
Исходя из смысла статей 23, 24 Закона о валютном регулировании, пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию в установленный срок по каждой отдельно взятой валютной операции. При этом законодатель, устанавливая ответственность резидентов за неисполнение обязанности по своевременному представлению соответствующих документов, не ставит ее наступление в зависимость от того, проводились ли валютные операции в рамках одного или различных контрактов, поскольку возникновение у резидента вышеуказанной обязанности связано, прежде всего, с самим фактом совершения той или иной валютной операции.
Под валютной операцией согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании, понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, непредставление (несвоевременное представление) резидентом подтверждающих документов по отдельно взятым валютным операциям, в том числе совершенных в рамках одного контракта и выявленных в рамках одной таможенной проверки, образуют самостоятельные составы административных правонарушений, что позволило административному органу в соответствии с частью 1 статьи 4.4. КоАП РФ назначить административные наказания за каждое совершенное административное правонарушение, зафиксированное самостоятельными протоколами об административных правонарушениях.
Изложенное позволяет сделать вывод, что у суда отсутствуют правовые основания для признания постановлений МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае от 26.11.2009 NN 08-09/317, 08-09/321 незаконными и их отмены, дела об административных правонарушениях рассмотрены административным органом полно, объективно и всесторонне. Административные наказания назначены правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.11.2009 NN 08-09/317, 08-09/321 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25. КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 4 февраля 2010 г. N А73-30/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2010 г. N Ф03-3341/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании