Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 17 ноября 2009 г. N А73-13391/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2010 г. N Ф03-3226/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения была объявлена 16 ноября 2009 г.
Открытое акционерное общество "Николаевский-на-Амуре морской порт" (далее - ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган) с заявлением о признании недействительным требования N 8389 по состоянию на 20.05.2009 г.
В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя не признал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, суд установил :
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю в адрес ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" было направлено требование N 839 по состоянию на 20.05.2009 г.
Указанным требованием налогоплательщику было предложено в срок до 08.06.2009 г. уплатить в добровольном порядке пени по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 4 935,85 руб.
Не согласившись с требованием N 839 по состоянию на 20.05.2009 г., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Учитывая представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Таким образом, законодателем на налоговый орган возложена обязанность по обоснованию указанного в направленном налогоплательщику требовании размера пеней.
Судом установлено, что оспариваемым требованием N 839 по состоянию на 20.05.2009 г. заявителю было предложено в срок до 08.06.2009 г. уплатить пени по единому социальному налогу в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 4 935,85 руб.
Согласно требованию N 839 по состоянию на 20.05.2009г. начисление пени в сумме 4 935,85 руб. произведено на недоимку по единому социальному налогу в сумме 147 843 руб. - по сроку уплаты 15.12.2008г., на недоимку в сумме 58179 руб. - по сроку уплаты 15.01.2009 г., на недоимку в сумме 47 878 руб. - по сроку уплаты 16.02.2009г., на недоимку в сумме 45 533 руб. - по сроку уплаты 16.03.2009г., на недоимку в сумме 54 926 руб. - по сроку уплаты 15.04.2009 г. Приведенная в требовании процентная ставка составила 13 % годовых.
В представленном отзыве от 04.09.2009 г. N 3-8/6914, а также в письме от 08.10.2009г. N 3-8/7973 налоговый орган указывает, что пеня в сумме 4 935,85 руб. начислена за период с 17.02.2009г. по 30.04.2009г. и сложилась из следующих сумм :
- 248,96 руб. (срок уплаты 01.03.2009г.), которая начислена на недоимку 47 878 руб.,
- 939,09 руб. (срок уплаты 01.04.2009г.) = 331,95 руб. + 311,20 руб. (начислена на недоимку 47 878 руб. за март 2009г.) + 295,96 руб. (начислена на недоимку в сумме 45 533 руб. за период с 17.03.2009 г. по 31.03.2009 г.),
- 3 747,80 руб., (срок уплаты 01.05.2009г.), которая была уменьшена 01.06.2009г. на сумму 36,85 руб. (в связи с изменением процентной ставки рефинансирования). Пеня составила 3 710,95 руб., которая начислена за апрель 2009г. = 311,30 руб. + 165,98 руб. + 139,65 руб. (начислена на недоимку в сумме 47 878 руб.) + 395,96 руб. + 157,85 руб. + 132,81 руб. (начислена на недоимку в сумме 45 533 руб.) + 1 407,34 руб. (начислена на недоимку в сумме 109 238,13 руб.) + 794,53 руб. (начислена на недоимку в сумме 58 179 руб.) + 350,16 руб. (начисленную на недоимку 54 926 руб. с 16.04.2009г. по 30.04.2009г.).
В данной части налоговым органом представлено подтверждение начисления пени (программный расчет пени), в соответствии с которым пеня в сумме 248,96 руб., 939,09 руб., 3 747,80 руб. была программно доначислена на недоимку в сумме 167 417,13 руб., 215 295,13 руб., 260 828,13 руб., 315 754,13 руб., которая представляет собой сложившуюся по лицевому счету налогоплательщика нарастающим итогом недоимку в сумме 109 238,13 руб., 58 179 руб., 47 878 руб., 45 533 руб., 54 926 руб. При этом период начисления пени охватил с 01.02.2009г. по 30.04.2009г.
Между тем, определениями суда от 21.08.2009г., от 17.09.2009г., от 15.0.2009г. у налогового органа был запрошен расчет пени в сумме 4 935,85 руб., произведенный на недоимку в сумме 147 843 руб., 58 179 руб., 47 878 руб., 45 533 руб., 54 926 руб., указанную справочно в требовании N 839 по состоянию на 20.05.2009г.
Согласно представленному налоговым органом расчету пени (таблица расчета пени) ее начисление действительно произведено на недоимку в сумме 47 878 руб., 45 533 руб., 109 238 руб., 58 179 руб., 54 926 руб.
Однако пеня, начисленная на указанную недоимку, составляет не 4 935,85 руб., а 4 899 руб., в которую вошла следующая пеня :
- пеня в сумме 1 508,94 руб. (начислена на недоимку в сумме 47 878 руб.),
- пеня в сумме 882,58 руб. (начислена на недоимку в сумме 45 553 руб.),
- пеня в сумме 1 407,34 руб. (начислена на недоимку в сумме 109 238,13 руб.),
- пеня в сумме 749,53 руб. (начислена на недоимку в сумме 58 179 руб.),
- пеня в сумме 350,61 руб. (начислена на недоимку в сумме 54 926 руб.).
Между тем, суммы пеней 1 508,94 руб., 882,58 руб., 1 407,34 руб., 749,53 руб. 350,61 руб., вошедшие в спорную сумму пени 4 935,85 руб., не тождественны суммам пени 248,96 руб., 939,09 руб., 3 747,80 руб., из которых согласно отзыву налогового органа от 04.09.2009 г. N 3-8/6914, письму от 08.10.2009г. N3-8/7973, а также программному расчету пени сложилась пеня, предложенная к уплате требованием N 839 по состоянию на 20.05.2009г.
При этом период начисления пени согласно таблице расчета пени охватывает с 17.02.2009г. по 30.04.2009г., в то время как в соответствии с программным расчетом пени период ее начисления охватил с 01.02.2009г. по 30.04.2009 г.
В письме от 08.10.2009 г. N 3-8/7973 налоговый орган указывает, что по состоянию на 08.10.2009г. пеня в сумме 4 935,85 руб. программно уменьшена на 36,85 руб. и составляет 4 899 руб. в связи с тем, что Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 23.04.2009 г. N 2222-У с 22.04.2009г. размер процентной ставки рефинансирования был изменен.
Между тем, при расчете спорной суммы пени и последующем выставлении налогоплательщику требования N 839 по состоянию на 20.05.2009 г. налоговый орган должен был учитывать изменения с 24.04.2009г. ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, составившей не 13% годовых, а 12,5 % годовых.
В связи с этим, применение при начислении пени с 24.04.2009 г. процентной ставки рефинансирования в размере 13% годовых является необоснованным.
Кроме того, как следует из представленных расчетов пени, ее начисление было произведено налоговым органом не на недоимку в сумме 147 843 руб., как это указано в строке 1 требования N 839 по состоянию на 20.05.2009 г., а на иную недоимку - 109 238,13 руб.
Суд принимает во внимание представленные налоговым органом в подтверждение обоснования начисления пени в сумме 4 935,85 руб. налоговую декларацию по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2008г., расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2009г., а также доказательства истребования недоимки за указанные периоды.
Между тем, в связи с имеющимися в отзыве и расчетах пени разночтениями в суммах пеней, которые вошли в пеню в сумме 4 935,85 руб., недоимки, на которую производилось ее начисление, несоответствием примененной при расчете пени процентной ставки действующей в период начисления пени ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начислением пени на недоимку нарастающим итогом, а также непредставлением расчета пени на сумму 4 935,85 руб., у суда отсутствует возможность убедиться в правильности начисления пени в сумме 4 935,85 руб., предложенной к уплате требованием N 839 по состоянию на 20.05.2009г.
С учетом этого требование N 839 по состоянию 20.05.2009г. не информирует налогоплательщика о порядке исчисления пени, предложенной к уплате, и не может служить письменным извещением налогоплательщику о неуплаченной сумме пени и об обязанности ее уплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств обоснования в направленном налогоплательщику требовании N 839 по состоянию на 20.05.2009г. размера пеней в сумме 4 935,85 руб., правомерности их начисления, налоговым органом не представлено.
При этом, как было установлено в ходе рассмотрения дела, расчет пени в сумме 4 935,85 руб., предложенной к уплате требованием N 839 по состоянию на 20.05.2009 г., налоговым органом в адрес налогоплательщика не направлялся.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что требование N 839 по состоянию на 20.05.2009 г. не информирует налогоплательщика о порядке исчисления пени, предложенной к уплате, вследствие чего не соответствует нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, оспариваемое требование подлежит признанию недействительным.
На основании вышеизложенного, заявление ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в суде с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление удовлетворить.
Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю N 839 по состоянию на 20.05.2009 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 ноября 2009 г. N А73-13391/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2010 г. N Ф03-3226/2010 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании