Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 25 января 2010 г. N А73-26/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2010 г. N Ф03-3337/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" (далее - ООО "Фиас-Амур", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае) NN 08-09/315, 08-09/318 от 26.11.2009 о привлечении ООО "Фиас-Амур" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафов в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 21.01.2010 дела N А73-26/2010, А73-27/2010 объединены в одно производство, присвоен общий номер дела А73-26/2010.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает, считает, что Общество привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение 9 раз, поскольку 26.11.2009 в отношении Общества вынесено 9 постановлений о назначении административных наказаний. Полагает, что в данном случае налицо факт одного продолжаемого правонарушения, состоящего из ряда сходных по направленности и содержанию действий, выразившихся в длительном непредставлении в банк форм учета и отчетности по валютным операциям, по всем сделкам в течение одного длящегося периода.
Представитель МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае с заявленными требованиями не согласился. Полагает, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. ООО "Фиас-Амур" не предприняло все зависящие от него меры по предоставлению в срок в банк ПС подтверждающих документов одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, факт вменяемого правонарушения и вина Общества доказаны имеющимися в материалах дела доказательствами.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил:
Амурской таможней проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства в отношении ООО "Фиас-Амур".
По результатам проверки установлено, что ООО "Фиас-Амур" 30.04.2008 года заключило импортный контракт N FA-FIAS-PC05/2008 с компанией - нерезидентом "FIAS Consultants Inc" (США) о покупке товара. Общая сумма по контракту не установлена. Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2009 года. Паспорт сделки N 08050004/0084/0010/2/0 оформлен 15.05.2008 года в Комсомольском-на-Амуре филиале ОАО "Далькомбанк".
В счет исполнения условий контракта ООО "Фиас-Амур" в период с 25.11.2008 года по 01.04.2009 года перечислило денежные средства на счет компании - нерезидента "FIAS Consultants lnc" на общую сумму 156 232,60 доллара США, что подтверждается ведомостью банковского контроля. В счет исполнения условий контракта компания - нерезидент "FIAS Consultants Inc" в период с 25.07.2008 года по 06.05.2009 года осуществила поставку товара на сумму 140 861,41 доллара США, в том числе товары, которые ввезены по ГТД N 10609030/260309/0001727 на сумму 4 752 доллара США, по ГТД N 10707090/171208/0012109; ГТД N 10707090/181208/0012141; ГТД N 10707090/181208/0012143; ГТД N 10707030/191208/0006675; ГТД N 10707090/191208/0012241 на общую сумму 38 586, 36 долларов США.
Выпуск товара на таможенную территорию РФ осуществлен по ГТД N 10609030/260309/0001727 - 27.03.2009 года, ГТД N 10707090/171208/0012109 - 17.12.2008 года, ГТД N 10707090/181208/0012141 - 18.12.2008 года, ГТД N 10707090/181208/0012143 - 19.12.2008 года, ГТД N 10707030/191208/0006675 - 23.12.2008 года, ГТД N 10707090/191208/0012241 - 22.12.2008 года, что подтверждается ведомостью банковского контроля, справкой о подтверждающих документах и ГТД.
ООО "Фиас-Амур" обязано было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт ввоза товара по ГТД N 10609030/260309/0001727, не позднее 11.04.2009 года. Учитывая, что последний день срока - 11 апреля 2009 года приходится на нерабочий день (суббота), то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, а именно 13.04.2009 года. Однако ООО "Фиас-Амур" подтверждающие документы в уполномоченный банк представило 29.06.2009 года, то есть с превышением установленного законодательством срока на 77 дней, что подтверждается справкой о подтверждающих документах.
ООО "Фиас-Амур" обязано представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие факт ввоза товара по ГТД N 10707090/171208/0012109 не позднее 01.01.2009 года; по ГТД N 10707090/181208/0012141 не позднее 02.01.2009 года; по ГТД N 10707090/181208/0012143 не позднее 03.01.2009 года; по ГТД N 10707030/191208/0006675 не позднее 07.01.2009 года; по ГТД N 10707090/191208/0012241 не позднее 06.01.2009 года. В соответствии с Постановлением Правительства от 26 ноября 2008 года N 877 "Перенести в 2009 году выходной день с воскресенья 11 января на пятницу 9 января", последний день срока приходится на нерабочий день (выходные дни в период с 01.01.2009 года по 10.01.2009 года - включительно), то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, а именно 11.01.2009 года. Однако ООО "Фиас-Амур" подтверждающие документы в уполномоченный банк представило 24.04.2009 года, то есть с превышением установленного законодательством срока на 103 дня, что подтверждается справкой о подтверждающих документах.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 12.10.2009 N 10713000/121009/00000104.
12.10.2009 по фактам нарушения срока представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов, главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Амурской таможни Дышлевич О.В. в отношении ООО "Фиас-Амур" составлены протоколы об административном правонарушении NN 10713000-173/2009, 10713000-176/2009 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки направлен таможенным органом для рассмотрения по подведомственности в МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае.
26.11.2009 руководителем МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесены постановления NN 08-09/315, 08-09/318, которым ООО "Фиас-Амур" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40 000 рублей за каждое правонарушение.
Несогласие Общества с указанными постановлениями явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образует несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В силу пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Формы учета и отчетности по валютным операциям, а также сроки их представления установлены Положением Центрального Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), а также Указанием Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляюемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж".
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В соответствии с требованиями пункта 2.2 и пункта 2.4 Положения N 258-П предусмотрена обязанность юридического лица, являющегося резидентом, представлять в уполномоченный банк (филиал банка), в котором по контракту резидентом оформлен паспорт сделки, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (далее - СПД), документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Как установлено судом по материалам дела, Обществом в уполномоченный банк подтверждающие документы и справки о подтверждающих документах в установленный срок не представлены, что в полном объеме подтвердил в судебном заседании представитель Общества.
Таким образом, ООО "Фиас-Амур", имея возможность для соблюдения Положения ЦБ РФ N 158-П от 01.06.2004, не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению и не представило в срок в банк ПС подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, нарушив требования пункта 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П от 01.06.2004 года, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Факты правонарушения подтверждаются протоколами об административных правонарушениях, грузовыми таможенными декларациями, контрактом с дополнением, паспортами сделки, справками о подтверждающих документах, сведениями кредитной организации о дате представления справок.
Довод Общества о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение судом отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности за оконченное правонарушение.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Исходя из смысла статей 23, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П, резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию в установленный срок по каждой отдельно взятой валютной операции. При этом законодатель, устанавливая ответственность резидентов за неисполнение обязанности по своевременному представлению соответствующих документов, не ставит ее наступление в зависимость от того, проводились ли валютные операции в рамках одного или разных контрактов, поскольку возникновение у резидента вышеуказанной обязанности связано, прежде всего, с самим фактом совершения той или иной валютной операции.
Таким образом, непредставление (несвоевременное представление) резидентом подтверждающих документов по отдельно взятым валютным операциям, в том числе совершенным в рамках одного контракта, образует самостоятельные составы административных правонарушений, и поэтому в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В рассматриваемом случае резидент обязан был представить документы, связанные с проведением конкретной валютной операции, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных нормоположений с учетом установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о правомерности привлечения ООО "Фиас-Амур" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания постановлений Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.11.2009 NN 08-09/318, 08-09/315 незаконными и их отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административные наказания назначены правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, по низшему пределу санкции.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Руководствуясь статьями 207 - 211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Фиас-Амур" об отмене постановлений Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае NN 08-09/315, 08-09/318 от 26.11.2009, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 января 2010 г. N А73-26/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 мая 2010 г. N Ф03-3337/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании