Вопрос: Следует ли вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если организация в своей деятельности использует оргтехнику, оформляет документацию, в результате чего возникают бытовые и канцелярские отходы?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16 Закона N 7-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 предусматривается плата за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
При осуществлении организацией деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образуются бытовые и канцелярские отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако под размещением отходов понимается их хранение и захоронение (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Если организация не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, то вносить плату за загрязнение окружающей среды она не должна.
При условии внесения организацией платежей за загрязнение окружающей среды они не будут отвечать критерию обоснованности, указанному в ст. 252 НК РФ, и, соответственно, не могут учитываться в целях исчисления налога на прибыль в числе затрат.
Данные выводы подтверждаются постановлением Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08.
Н.Н. Залюбовская
аудитор ЗАО "Аудит-центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", апреля 2010 г., N 4 (124)