Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 17 июня 2009 г. N А73-5294/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2009 г. N Ф03-4086/2009 настоящее решение отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2009 года.
В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11.06.2009 года по 17.06.2009 года.
Сущность спора: заместитель прокурора Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов с заявлением к Главе Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим Постановления Главы Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын",
Заявитель на требованиях настаивает, поскольку Федеральным законом РФ от 24.06.1998 года N 89 "Об отходах производства и потребления" урегулированы правовые основы обращения с отходами производственного потребления.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года N 89 установлено, что проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации, в связи с чем органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изданию нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению нормативов образования отходов.
Представитель Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с заявленными требованиями не согласен в связи с тем, что Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых, жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
Эксплуатация многоквартирных домов заключатся, в том числе и в сборе и вывозе твердых бытовых отходов, вывоз и сбор мусора являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных и иных потребительских кооперативов или в случае, если собственники не приняли решение о способе управления многоквартирным домом - органом местного самоуправления.
Кроме того, представителем Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края представлено Постановление от 20.05.2009 года N 24 "О внесении изменений в постановление главы от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов; продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "рабочий поселок Чегдомын", согласно которого название Постановления Главы Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.09.2006 года N 56 дополнено словами "расположенных в многоквартирных домах".
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные документы, установил:
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 и ч. 3 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
С учетом положений, предусмотренных ст. 78 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", спор по настоящему делу подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края принято Постановление от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын".
Постановлением N 24 от 20.05.2009 года название Постановления N 56 от 29.09.2006 года дополнено в конце словами: "расположенных в многоквартирных домах".
Приложениями NN 1, 2 к Постановлению утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов от жилых зданий и для объектов социального назначения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года N 89 "Об отходах производства и потребления" - проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В силу п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.03.2006 года - содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенно-пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 года, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры и тд.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
К общему имуществу в многоквартирном доме относится, в том числе санитарно-техническое оборудование, находящееся в доме и за его пределами или внутри помещений.
Статьей 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) платы за содержание или ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, Постановление от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" в редакции Постановления N 24 от 20.05.2009 года "О внесении изменений в Постановление главы от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "рабочий поселок Чегдомын" утверждает нормы накопления бытовых отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных в многоквартирных домах.
Представителем городского поселения в дело представлены документы, подтверждающие факт отсутствия выбора управляющих компаний.
Следовательно нормы отходов правомерно утверждены Главой Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для признания недействующим Постановления от 29.09.2006 года N 56.
В связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 190, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований, заявленных заместителем прокурора Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов к Главе Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании недействующим Постановления главы Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.09.2006 года N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных, хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", с учетом изменений, внесенных Постановлением Главы Администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2009 года N 24, отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 июня 2009 г. N А73-5294/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2009 г. N Ф03-4086/2009 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании