Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: заместителя прокурора Хабаровского края - Иванова Н.С., прокурор отдела по удостоверению, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Хабаровского края на решение от 17.06.2009 по делу N А73-5294/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению заместителя прокурора Хабаровского края к главе городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" о признании недействующим постановления от 29.09.2006 N 56.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 г.
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов с заявлением о признании недействующим постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - глава городского поселения) от 29.09.2006 N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", расположенных в многоквартирных домах" (в редакции постановления от 20.05.2009 N 24).
Решением от 17.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что постановлением от 29.09.2006 N 56 утверждены нормы накопления бытовых отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расположенных в многоквартирных домах, применив к сложившимся правоотношениям Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Законность принятого решения проверяется по кассационной жалобе прокурора, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что к сложившимся правоотношениям применимы нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", поскольку установление норм образуемых отходов от предприятий и организаций, в деятельности которых образуются отходы, не отнесены федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
Глава городского поселения отзыв на кассационную жалобу не представил; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокурора, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что заявленная жалоба прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края принято постановление от 29.09.2006 N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын". Постановление опубликовано в выпуске N 11 периодического печатного издания органов местного самоуправления городского поселения "Рабочий поселок Чгдомын" "Вестник", и в соответствии с пунктом 3 вступило в действие с момента его опубликования.
Постановлением N 24 от 20.05.2009 названное постановление дополнено словами: "расположенных в многоквартирных домах".
Приложениями N 1 и N 2 к постановлению от 29.09.2006 N 56 утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов от жилых зданий и для объектов социального назначения.
Считая, что данная норма права не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд сослался на Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2006 N 491, регулирующие содержание общего имущества в многоквартирном доме и изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ.
Фактически в настоящий момент в споре находится Приложение N 2 постановления 29.09.2006 N 56, которым орган местного самоуправления установил нормы накопления твердых бытовых отходов в виде среднегодовой (среднесуточной) нормы накопления твердых отходов на единицу измерения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Закона об отходах норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Из Приложения N 2 к оспариваемому постановлению видно, что главой городского поселения установлены нормы накопления твердых бытовых отходов в виде среднегодового количества отходов потребления на единицу измерения (один квадратный метр для предприятий торговли, один сотрудник для учреждений, одно койко-место для больницы и другие показатели). Следовательно, указанные нормы подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в Законе об отходах.
Пунктами 3, 4 статьи 18 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требованиям и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что оспариваемое Приложение N 2 нормативного правового акта принято с нарушением компетенции, установленной федеральным законом, и не соответствует вышеуказанным положениям.
В связи с изложенным, требования прокурора подлежат удовлетворению, решение суда - отмене с принятием нового решения, так как обстоятельства дела установлены судом верно, но неверно применены нормы материального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.06.2009 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5294/2009 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать Приложение N 2 постановления главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 29.09.2006 N 56 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, вывозимых из контейнеров; крупногабаритных отходов от жилых благоустроенных и неблагоустроенных зданий и отдельных объектов: продовольственных хозяйственных, промышленных и иных организаций на территории городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", расположенных в многоквартирных домах" недействующим как не соответствующее статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требованиям и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2009 г. N Ф03-4086/2009 "Отменяя решение суда и удовлетворяя требования прокурора, суд кассационной инстанции исходил из того, что установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов РФ, а не к компетенции органов местного самоуправления"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", октябрь-декабрь 2009 г., N 5-6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании