Заслушав и обсудив информацию "О деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию развития коррекционного образования в общеобразовательных учреждениях", на коллегии отмечено следующее.
В крае сложилась система коррекционно-развивающего обучения, позволяющая решать задачи по оказанию своевременной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, количество которых в последние годы не снижается.
Министерством образования края, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями в соответствии с их компетенцией последовательно реализуются меры, направленные на повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.
В системе общего образования края обучаются 9645 детей с ограниченными возможностями здоровья (7,7% от общего количества обучающихся), в том числе 2076 детей-инвалидов. Показатель численности детей с ограниченными возможностями здоровья в течение трех последних лет имеет тенденцию роста (в 2007 году - 7,4%).
По состоянию на 01 сентября 2010 года сеть коррекционных образовательных учреждений представлена 5-ю краевыми и 15-ю муниципальными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях края по различным коррекционным программам в разных организационных формах обучаются 6965 учащихся.
На условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов реализуется проект "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.
Вместе с тем в организации коррекционного образования в общеобразовательных учреждениях имеются серьезные недостатки.
В Комсомольском, Ульчском, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах дети дошкольного возраста перед поступлением в школу не проходят осмотр специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.
Общеобразовательные учреждения Бикинского, Николаевского муниципальных районов, обучающие детей с умственной отсталостью, не прошли процедуру лицензирования на право ведения образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях по специальным (коррекционным) образовательным программам.
Не организована работа территориальных комиссий в Аяно-Майском, им. Лазо, Нанайском, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах.
В Хабаровском крае остаются образовательные учреждения, в которых психолого-медико-педагогические консилиумы не созданы, или не полностью укомплектованы специалистами психолого-педагогического и медико-социального профиля.
Отсутствуют учителя-логопеды в школах Аяно-Майского, Верхнебуреинского, Комсомольского, им. Лазо, Нанайского, им. П.Осипенко муниципальных районов. Не введены в штатные расписания школ ставки социальных педагогов в Аяно-Майском, Верхнебуреинском, Вяземском, им. Лазо, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах.
Недостаточное внимание уделяется кадровому обеспечению коррекционной работы в общеобразовательных школах Верхнебуреинского, Вяземского, им Лазо, Хабаровского, Советско-Гаванского, Ульчского муниципальных районов. Вызывает тревогу массовое сокращение (56 специалистов) учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов в г. Комсомольске-на-Амуре.
В целом в крае не создаются условия для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов, не формируется у учащихся и их родителей толерантное отношение к ним.
Несовершенна система информирования педагогических коллективов общеобразовательных учреждений со стороны медицинских работников об особенностях охраны здоровья детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Современных подходов и совершенствования требует формирование материально-технической базы трудовых мастерских для организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо обратить особое внимание на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования и воспитания.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию о деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию развития коррекционного образования в общеобразовательных учреждениях края.
2. Министерству образования Хабаровского края:
2.1. Управлению общего образования министерства образования края (Король A.M.):
2.1.1. Разработать краевую программу "Обеспечение участников образовательного процесса психолого-медико-педагогической помощью в образовательных учреждениях Хабаровского края на 2012 -2015 годы".
2.1.2. В срок до 01 июня 2011 года внести предложения по созданию консультативно-методических центров на базе краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждений, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам неспециализированных образовательных учреждений, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.
2.1.3. В 2011-2013 годах организовать по заявкам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования стажировки учителей и узких специалистов муниципальных общеобразовательных учреждений при:
- краевом Центре психолого-медико-социального сопровождения,
- государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I вида;
- государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV вида";
краевом государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N 5".
2.1.4. Продолжить реализацию мероприятий "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы.
2.2. Отделу подготовки кадров, прогноза потребности и содействия трудоустройству (Шадуя Е.В.) обеспечить совместно с краевым государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования" (Кузнецова A.T.):
- переподготовку и повышение квалификации педагогов и учителей для обучения и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение курсовых мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, методам реабилитации.
3. Краевому центру психолого-медико-социального сопровождения (Олифер О.О.):
3.1. До 01 декабря 2010 года разработать примерное положение о кабинетах психологической разгрузки в общеобразовательных и дошкольных учреждениях.
3.2. Продолжить практику проведения выездных семинаров по организации работы психолого-медико-социального сопровождения и консилиумов в муниципальных городах и муниципальных районах края.
3.3. До 01 декабря 2011 года изучить вопрос о возможности внедрения системы видеоконференцсвязи между краевым центром психолого-медико-социального сопровождения" и муниципальными образованиями в целях дистанционного консультирования специалистов и родителей по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
3.4. Совместно с отделом дополнительного образования и воспитания министерства образования края (Воронина В.П.) внести предложения об организации методической работы с общеобразовательными учреждениями по вопросам дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, помощи в выборе профессии, а также в решении других жизненных проблем до 01 сентября 2011 года.
4. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
4.1. Продолжить работу по развитию системы психолого-медико- педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
4.2. До 01 декабря 2011 года разработать муниципальные программы развития психолого-медико-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, предусматривающие:
- введение (сохранение) в штатные расписания общеобразовательных учреждений педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, дефектологов;
- создание условий для работы специалистов служб психолого-медико-социального сопровождения (специализированные кабинеты, подключение рабочих мест специалистов к сети Интернет);
- создание и обеспечение эффективной деятельности в каждом общеобразовательном учреждении психолого-медико-педагогических консилиумов;
- дифференциацию классов-комплектов в соответствии реальными потребностями контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- оборудование кабинетов психологической разгрузки участников образовательного процесса;
- проведение комплекса мер по формированию в обществе, в том числе у обучающихся и их родителей, толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, популяризации идей содействия им в получении образования и социальной интеграции.
4.3. Усилить межотраслевое взаимодействие между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения в решении вопросов информирования участников образовательного процесса об особенностях охраны здоровья детей, имеющих нарушения в психо-физическом развитии.
4.4. Принять меры к обеспечению подведомственных образовательных учреждений квалифицированными медицинскими кадрами.
4.5. Создать условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в том числе находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.
4.6. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, Николаевского, Бикинского муниципальных районов пройти процедуру лицензирования на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) образовательным программам в общеобразовательных учреждениях.
4.7. Создать условия для профессионально-трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.8. Организовать в течение 2010-2011 годов работу с руководителями общеобразовательных учреждений, реализующих программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, по получению лицензии на образовательную деятельность, обеспечению в штате учреждений психологов и штатных медицинских работников, специалистов в области коррекционной педагогики, а также учителей, воспитателей, прошедших соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционных классов.
4.9. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений при аттестации педагогических работников, работающих с учащимися, имеющими ограничения в здоровье, включать в оценку их деятельности руководство стажерской практикой студентов, проведение открытых мероприятий по коррекционно-развивающему образованию школьников, другие формы работы со студентами.
5. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Аяно-Майского, им. Лазо, Нанайского, Тугуро-Чумиканского, Ульчского им. П. Осипенко муниципальных районов спланировать работу по созданию в 2011-2013 годах территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.
Первый заместитель |
И.И. Иванцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования Хабаровского края от 22 сентября 2010 г. N 3 "О деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию развития коррекционного образования в общеобразовательных учреждениях"
Текст решения официально опубликован не был