О порядке учета страховых взносов во внебюджетные фонды в 2010 году
С 1 января 2010 г. порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Указанным законом регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
Глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ с 1 января 2010 г. утратила силу.
Обращаем Ваше внимание! Новые правила исчисления и уплаты страховых взносов не распространяются на порядок исчисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид обязательного страхования, как и прежде, регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды налогами не являются. Потому ни Минфин России, ни налоговые органы не смогут разъяснять порядок их исчисления и уплаты. Издавать разъяснения по единообразному применению Закона N 212-ФЗ с 1 января 2010 г. будет Минздравсоцразвития России. Такие полномочия предоставлены ему постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 31.
Новый порядок уплаты взносов принципиально не отличается от прежних правил уплаты ЕСН. Поэтому особых проблем в связи с заменой ЕСН на страховые взносы в фонды у бухгалтеров возникнуть не должно.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, осуществляемые на основании договоров (трудовых, гражданско-правовых на выполнение работ (оказание услуг), договоров авторского заказа и др.).
За базу для начисления страховых взносов принимается сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленная за расчетный период, каковым признается календарный год.
База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца. То есть порядок определения базы по взносам в целом аналогичен порядку определения налоговой базы по ЕСН.
Однако есть одно существенное отличие. Общая величина базы за год, на которую начисляются взносы, ограничена максимальной суммой. Согласно п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ взносы начисляются до тех пор, пока величина базы для начисления взносов с начала расчетного периода не достигнет 415 000 руб. На суммы выплат, превышающих эту величину, страховые взносы уже не начисляются.
В дальнейшем предельная величина базы будет ежегодно индексироваться в со ответствии с ростом средней заработной платы в стране.
Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах, действующих в 2009 году ставок ЕСИ (ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года (ст. 12 Закона N 212-03).
Процентные ставки во внебюджетные фонды в 2010, 2011 гг.
Ставка взносов при общей системе налогообложения, % | ||
Наименование фонда | 2010 г. | 2011 г. |
ПФР | 20,0 | 26,0 |
ФСС | 2,9 | 2,9 |
ФФОМС | 1,1 | 2,1 |
ТФОМС | 2,0 | 3,0 |
Итого | 26,0 | 34,0 |
Также в 2010 году разбивка 20% взносов в ПФР изменяется: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше стала уплачиваться вся сумма взносов - 20%, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 14%, накопительная - 6% (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона N 213-ФЗ). С 2011 года взносы в ПФР в размере 26% (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, подп. "б" п. 19 ст. 27 Закона N 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше - все 26% на финансирование страховой части обязательного пенсионного страхования, для лиц 1967 года рождения и моложе - 20% на финансирование страховой и 6% - накопительной части обязательного пенсионного страхования.
Из таблицы видно, что Закон N 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС). Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.
Следует отметить, что в настоящее время предусмотрены для ряда налогоплательщиков льготы по выплате страховых взносов, однако с 2015 года все льготы отменяются. В переходный период с 2011 по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34% будет постепенным и завершится в конце 2014 года.
Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в порядке ст. 236 и 237 НК РФ. При этом Закон N 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном Законе).
Не являются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Также не облагаются выплаты по договорам аренды имущества (имущественных прав). Исключения составляют только договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). По таким договорам сохранились в тех же размерах предоставляемые вычеты за документально подтвержденные расходы или в пределах норматива (п. 7 ст. 8 Закона N 212-ФЗ), а взносы в ФСС на выплаты по таким договорам не начисляются (п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ)
В статье 9 Закона N 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, при его подготовке учтены положения ст. 238 НК РФ. В частности, не облагаются суммы:
- государственных пособий (например, по безработице и по обязательному социальному страхованию);
- единовременной материальной помощи в пределах 4 000 руб. за год;
- пособий при рождении ребенка в пределах 50 000 руб., если пособие выплачено в первый год после даты рождения;
- выплат работнику в связи со смертью члена семьи;
- выплат, связанных с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск);
- связанные с возмещением расходов или платы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
- расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера и т.д.
Также не облагаются суточные и возмещение документально подтвержденных расходов по командировке. Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в1, отношении выплат членам совета директоров и другим физическим лицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании.
Следует отметить неполное совпадение нового и старого перечней необлагаемых выплат. В частности, в новом Законе не упомянуты:
- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда и ряд других.
Таким образом, с 2010 года перечисленные выплаты облагаются страховыми взносами.
Плательщики взносов, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного (отчетного) периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.
Как уже отмечалось, с 2010 года администрированием страховых взносов стали заниматься сами фонды. Взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам фонд, а вот уплату взносов в ФОМС и ПФР теперь будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года и календарный год (он же расчетный период). Сроки сдачи расчетов в ФСС остаются без изменений. В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС должен будет сдаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, то есть до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля.
В 2010 году страхователи, выплачивающие доходы физическим лицам, со среднесписочной численностью более 100 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность только в электронном формате и скреплять ее электронной цифровой подписью. Так же обязаны поступать и вновь созданные или реорганизованные страхователи при превышении установленной численности (ст. 61 Закона N 212-ФЗ). С 2011 года указанный предел численности работников будет снижен со 100 до 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физическим лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Закона N 213-ФЗ закреплены полномочия ПФР по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов, взыскания недоимки (пеней и штрафов) по страховым взносам, а также применения ответственности за совершение нарушений законодательства о страховых взносах.
В Законе N 212-ФЗ предусмотрены положения, касающиеся передачи контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС.
Необходимо отметить, что с исключением ЕСН количество проверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь, помимо обычных налоговых проверок, возможны проверки ФСС и ПФР, причем процедура во всех случаях будет идентичной. Фактически по процедуре это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы применяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР - самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применения законодательства. Уже сейчас налогоплательщики отмечают, что при проверках ФСС руководствуется только собственными письмами.
Плательщики взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производились выплаты и иные вознаграждения, за 2009 год превышает 100 человек, в 2010 году отчеты во все фонды (в том числе в ФСС) должны представлять в электронной форме с электронной цифровой подписью (по телекоммуникационным каналам связи).
С 1 января 2011 г. отчеты в электронном виде должны будут сдавать все организации с численностью работников свыше 50 человек.
Изменения затронули и порядок сдачи сведений в части персонифицированного учета.
Такие сведения плательщики взносов в Пенсионный фонд РФ подают на основании Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Сведения за 2009 год необходимо было подать не позднее 1 марта 2010 г. В этой части никаких изменений не произошло.
Сведения же за 2010 год придется подавать уже дважды, отдельно за полугодие и за год. Соответствующие изменения внесены в ст. 11 Закона N 27-ФЗ Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ. Крайний срок представления сведений за полугодие 2010 года - 1 августа 2010 г., за весь 2010 год - 1 февраля 2011 г.
С 2011 года сведения для персонифицированного учета необходимо будет подавать по окончании каждого квартала до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Кроме этого, с 1 января 2011 г. всем организациям с численностью работающих 50 и более человек сведения для персонифицированного учета придется подавать в электронной форме.
Меры ответственности за нарушения, связанные с уплатой страховых взносов, предусмотрены Законом N 212-ФЗ. Они почти не отличаются от санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ за аналогичные налоговые правонарушения.
Так, за несвоевременное представление расчетов по взносам на плательщика налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Штраф по этому основанию не может превышать 30% указанной суммы и не должен быть менее 100 руб.
Если расчет представлен с опозданием более чем на 180 календарных дней, штраф составит 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, плюс 10% суммы страховых взносов по этому расчету за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Но при этом штраф не может быть менее 1000 руб.
Эти штрафы установлены ст. 46 Закона N 212-ФЗ.
Если плательщик не уплатил взносы в результате занижения базы или иного не правильного их исчисления, на него налагается штраф в размере 20% неуплаченной суммы взносов. Если такие нарушения совершены умышленно, то штраф увеличивается до 40% неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона N 212-ФЗ).
За непредставление в установленный срок документов (копий документов), необходимых для контроля за правильностью исчисления взносов, полнотой и своевременностью их уплаты, организация наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Штрафные санкции за нарушения, связанные с уплатой страховых взносов, предусмотрены и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
За нарушение организацией или предпринимателем срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 15.32 КоАП РФ).
Статья 15.33 КоАП РФ посвящена ответственности за нарушения порядка и сроков представления документов и иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов.
Если нарушен срок представления в органы внебюджетных фондов информации об открытии и закрытии счета в банке, то на должностных лиц налагается штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб. (п. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).
За нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствующий внебюджетный фонд на должностных лиц могут наложить административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).
Т.В. Тюленева,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", май 2010 г., N 5 (125)