Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 5 апреля 2010 г. N А73-1265/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2010 г. N Ф03-4629/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2010 года.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 30.03.2010 г. до 01.04.2010 г.
Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Тепличный плодовоовощной комбинат имени Лукашова" (далее - КГУСП "ТПОК имени Лукашова", заявитель) в лице конкурсного управляющего Америстан Р.П. обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее также - налоговый орган, МИ ФНС России N 6 по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 24.12.2009 г. N 763 об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных налогов и пеней и об обязании налогового органа возвратить заявителю излишне уплаченные налоги и пени в сумме 641 492,72 руб.
Заявлениями от 25.03.2010 г. N 39/03-25юр, от 31.03.2010 г. N 39/03-31юр заявитель уточнил и дополнил требования, а именно просит:
- признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю по зачету излишне уплаченного ЕСН в сумме 7 126 руб., пени по ЕСН в сумме 85 975,57 руб.;
- признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 24.12.2009 г. N 763 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов и пеней в сумме 546 346,77 руб.;
- обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченные налоги и пени в общей сумме 546 346,77 руб.
В обоснование заявленных в суд требований заявитель сослался на нарушение налоговым органом ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 126, 134, 142 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пп. 40, 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Также заявителем заявлены ходатайства о восстановлении предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срока на обращение в суд и об уменьшении размера государственной пошлины в случае отказа в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненные требования и заявленные ходатайства.
Налоговый орган в отзыве и его представитель в судебном заседании с заявлением не согласились, указав, что частично сумма переплаты зачтена в счет обязательств налогоплательщика, возникших в ходе конкурсного производства, в возврате остальной суммы отказано за пропуском 3-летнего срока, предусмотренного для их возврата.
На основании ст.ст. 49, 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение и дополнение заявленных требований принято судом, срок на обращение в суд восстановлен с учетом того, что решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налогов и пени, в том числе зачтенных, и действия по зачету напрямую связаны между собой, с требованием о признании незаконным решения от 24.12.2009 г. N 763 об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных налогов и пеней заявитель обратился в суд в пределах установленного срока.
Судом установлено.
Материалами дела установлено, что в соответствии с решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2009 г. по делу N А73-9904/2008 КГУСП "ТПОК имени Лукашова" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Располагая сведениями о наличии сумм переплат по налоговым платежам из справок NN 33680, 33681 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию, соответственно, на 30.04.2009 г., на 17.06.2009 г., полученных в налоговом органе 19.06.2009 г., КГУСП "ТПОК имени Лукашова" в лице конкурсного управляющего Америстан Р.П., обратилось в Инспекцию ФНС России N 6 по Хабаровскому краю с письмами от 30.09.2009 г. N 259, от 24.11.2009 г. N 350 с просьбой произвести возврат сумм излишне уплаченных налогов и пени.
В том числе заявитель просил возвратить ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, (пеня) - 85 975,57 руб., ЕСН, зачисляемый в ФСС, - 447 298,03 руб., плату за пользование водными объектами - 4 765,79 руб., налог с продаж - 8 307,38 руб., всего - 546 346,77 руб.
В ответ на указанные письма налоговый орган уведомлением от 07.10.2009 г. N 12181, письмом от 08.10.2009 г. N 10-32/19711, решением от 24.12.2009 г. N 763 уведомил налогоплательщика о произведенном зачете в общей сумме 93 101,57 руб. (в том числе ЕСН, зачисляемый в ФСС, - 7 126 руб., пени по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, - 85 975,57 руб.) и отказал в возврате остальной суммы излишне уплаченных налогов в связи с тем, что заявление на возврат было подано по истечении 3-лет со дня уплаты налогов и пени, а также сообщил, что в настоящее время не определен порядок возврата денежных средств (при наличии задолженности) по предприятиям, в отношении которых введена процедура конкурсного производства.
Не согласившись с действиями налогового органа по зачету излишне уплаченного ЕСН в сумме 7 126 руб., пени по ЕСН в сумме 85 975,57 руб. и решением от 24.12.2009 г. N 763 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов и пеней, КГУСП "ТПОК имени Лукашова" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным и дополненным в ходе судебного разбирательства, в котором просит признать незаконными указанные действия и решение, а также просит обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченные налоги и пени в общей сумме 546 346,77 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, участвовавших в судебном заседании, суд признал заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 7 статьи 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов регулируется статьей 78 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пунктов 5, 6 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
По смыслу норм налогового законодательства зачет (удержание переплаты по налогам) налоговым органом без воли налогоплательщика является формой принудительного взыскания.
Материалами дела установлено, что зачет излишне уплаченных сумм ЕСН и пени по ЕСН в общей сумме 93 101,57 руб., осуществлен в отношении КГУСП "ТПОК имени Лукашова", находящегося в процедуре конкурсного производства, в счет его обязательств по налогу на добавленную стоимость за 2-ой квартал 2009 г. по срокам уплаты 20.07.2009 г., 20.08.2009 г. При этом конкурсное производство в отношении предприятия было открыто определением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2009 г. по делу N А73-9904/2008.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ) с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции настоящего Федерального закона.
Поскольку решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2009 г. по делу N А73-9904/2008 о признании КГУСП "ТПОК имени Лукашова" банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства принято судом после вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, спор по настоящему делу подлежит разрешению с учетом норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в новой редакции.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что налог на добавленную стоимость в уплату которого налоговым органом был осуществлен зачет, относится к текущим платежам.
Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам. При этом требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 23.07.2009 N 60 разъяснил, что пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам, в связи с чем статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, к этим отношениям не применяется.
Контроль за соблюдением предусмотренной статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе. Кредитная организация не вправе исполнять представленный расчетный документ, не содержащий соответствующих данных; такой документ подлежит возврату кредитной организацией с указанием причины его возвращения.
Установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" календарная очередность определяется исходя из даты поступления в банк расчетного документа.
По смыслу изложенных положений взыскание задолженности по налогам в ходе конкурсного производства возможно лишь кредитной организаций на основании выставленного налоговым органом инкассового поручения в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Поэтому действия налогового органа по зачету, проведенному после введения в отношении общества конкурсного производства, не соответствуют установленной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" очередности и нарушают его права и законные интересы.
В связи с чем действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю по зачету излишне уплаченного ЕСН в сумме 7 126 руб., пени по ЕСН в сумме 85 975,57 руб., всего - 93 101,57 руб. в счет текущих обязательств КГУСП "Тепличный плодовоовощной комбинат имени Лукашова" подлежат признанию незаконными.
По этим же основаниям решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 24.12.2009 г. N 763 в части отказа в возврате излишне уплаченного ЕСН и пени по ЕСН в общей сумме 93 101,57 руб. по мотиву зачета данной суммы подлежит признанию недействительным, с принятием налоговым органом соответствующих мер по устранению допущенных нарушений и восстановлению нарушенных прав заявителя в этой части.
Вместе с тем решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 24.12.2009 г. N 763 (с учетом письма от 08.10.2009 г. N 10-32/19711) в остальной части мотивировано тем, что заявление о возврате было подано по истечении 3-ех лет со дня уплаты налогов.
Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из обстоятельств дела и не оспаривалось сторонами, в остальной, не зачтенной сумме переплаты по спорным налогам, в том числе: ЕСН, зачисляемый в ФСС, - 440 172,03 руб., плата за пользование водными объектами (водный налог) - 4 765,79 руб., налог с продаж - 8 307,38 руб. возникли в период 2004-2005 гг. Следовательно, 3-летний срок на подачу заявления о возврате переплат за эти периоды к началу 2009 года истек.
Однако материалами дела установлено, что заявление о возврате указанных сумм переплат было подано КГУСП "ТПОК имени Лукашова" в налоговый орган спустя более трех лет со дня уплаты этих налогов - в сентябре 2009 года.
Поскольку заявителем пропущен 3-летний срок на подачу в налоговый орган заявления о возврате, решение от 24.12.2009 г. N 763 в части отказа в возврате излишне уплаченных сумм налогов по мотиву пропуска срока подачи заявления в налоговый орган суд признает обоснованным, в связи с чем требования заявителя в данной части не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем помимо требований о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю по зачету излишне уплаченного налога и пени, а также решения от 24.12.2009 г. N 763 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов и пеней КГУСП "ТПОК имени Лукашова" также заявило в суд материальное требование об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные налоги и пени в сумме 546 346,77 руб.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Статьей 78 НК РФ установлен срок подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога, срок же подачи в суд иска об обязании налогового органа возвратить из бюджета излишне уплаченные суммы налога не определен.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 г. N 173-О указал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ (в действующей редакции Кодекса - пункт 7), направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичную позицию занял Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав в постановлении от 08.11.2006 г. N 6219/06, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Согласно доводам КГУСП "ТПОК имени Лукашова" об излишней уплате сумм налогов и пени ему стало известно из справок NN 33680, 33681 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию, соответственно, на 30.04.2009 г., на 17.06.2009 г., полученных в налоговом органе 19.06.2009 г.
Однако данные доводы опровергаются представленным в материалы дела актом от 27.01.2006 г. N 2192 сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по состоянию на 01.01.2006 г.
Данный акт был выдан правопредшественнику заявителя - КГУСП "Тепличный комбинат "Федоровский" по его заявлению от 20.01.2006 г. N 11 и получен 31.01.2006 г. представителем - главным бухгалтером Шишловой Н.В. по доверенности от 30.01.2006 г. N 00000007.
Как следует из акта сверки от 27.01.2006 г. N 2192, в нем отражены все суммы переплат, в отношении которых заявлено требование о возврате.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителю о наличии переплат могло и должно было стать известно из указанного акта сверки, полученного 31.01.2006 г. С этой даты и подлежит исчислению 3-летний срок для обращения в суд с заявлением. И с учетом этой даты 3-летний срок исковой давности истекал 01.02.2009 г. В то время как заявление о возврате сумм переплат подано в арбитражный суд 05.02.2010 года - спустя год после истечения срока давности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о пропуске заявителем 3-годичного срока на обращение в суд с требованием об обязании возвратить суммы излишне уплаченных налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При изложенных обстоятельствах заявление в данной части подлежит оставлению без удовлетворения.
При принятии заявления к производству суда КГУСП "Тепличный плодовоовощной комбинат имени Лукашова" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения дела.
Поскольку требование об обязании возвратить суммы излишне уплаченных налогов суд признал подлежащим оставлению без удовлетворения, государственная пошлина по данному требованию подлежит взысканию с заявителя.
При этом, учитывая имущественное положение заявителя, на основании п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до суммы 500 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил :
Уточненное заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю по зачету излишне уплаченного ЕСН в сумме 7 126 руб., пени по ЕСН в сумме 85 975,57 руб., всего - 93 101,57 руб. в счет текущих обязательств КГУСП "Тепличный плодовоовощной комбинат имени Лукашова".
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 24.12.2009 г. N 763 в части отказа в осуществлении возврата излишне уплаченного ЕСН и пени по ЕСН в общей сумме 93 101,57 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Тепличный плодовоовощной комбинат имени Лукашова" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 апреля 2010 г. N А73-1265/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2010 г. N Ф03-4629/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании