Вопрос: Наша организация осуществляет дистанционную торговлю через Интернет-магазин. Подскажите, когда возникает момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю? Данный вид торговли является оптовой торговлей или розничной? Можно ли использовать систему налогообложения в виде ЕНВД?
Действительно, такой вид торговли является удобным и выгодным как для продавцов, так и для покупателей.
Продавцов такой вид продажи товаров привлекает возможностью значительного сокращения расходов, ведь торговать через Интернет можно даже не имея "обычной" торговой площади, достаточно создать лишь виртуальную торговую площадку (интернет-магазин), которая, по сути, представляет собой сайт в Интернете, зарегистрировать домен (название сайта) и заключить договор с провайдером. Кроме того, у продавца отпадает необходимость в приобретении дорогостоящего торгового оборудования, найме торгового и обслуживающего персонала и так далее.
Для потребителя такой способ приобретения товаров также выступает довольно привлекательным.
Во-первых, цены товаров, продаваемых по Интернету, по сравнению с ценами в обычных магазинах являются более низкими благодаря минимуму затрат на их продажу.
Во-вторых, для того чтобы купить необходимую вещь, покупателю не надо даже выходить из дома, достаточно зайти на сайт и оформить заказ, тем более что компьютерная техника и Интернет сегодня есть практически в каждой семье.
Как известно, торговля может быть оптовой и розничной. К какому из перечисленных видов относится торговля по Интернету?
В соответствии с ОКВЭД, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", продажа товаров через Интернет представляет собой розничную торговлю, осуществляемую через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД 52.61.2 "Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля), включая Интернет").
Следовательно, правовые основы такого вида торговли урегулированы нормами параграфа 2 "Розничная купля-продажа" гл. 30 ГК РФ.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Пунктом 1 ст. 26.1 Закона N 2300-1 установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Так как при торговле через Интернет покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с самим товаром или его образцом при заключении договора, то виртуальная торговля относится именно к дистанционному способу продажи товаров.
Обращаем ваше внимание, что Правила продажи товаров дистанционным способом установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила продажи).
Итак, продажа товара через Интернет-магазин происходит на основании розничного договора купли-продажи, заключаемого между продавцом товара и покупателем.
Правила продажи товаров дистанционным способом
П. 1 ..."продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Причем в соответствии со ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.
Аналогичная норма содержится и в п. 1 ст. 494 ГК РФ, в соответствии с которой предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Таким образом, информация о товаре, размещенная на сайте продавца, содержащая все существенные условия договора розничной купли-продажи, признается публичной офертой. Следовательно, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
Обязанности продавца по передаче товара покупателю возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор на покупку товара (акцепта).
Обращаем ваше внимание, что продавец вправе продавать по Интернету практически любой товар. Исключение составляют лишь алкогольная продукция, а также товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, на это указано в пп. 4, 5 Правил продажи.
На сайте продавец товара должен довести до сведения покупателя информацию об основных потребительских свойствах предлагаемого товара, о месте его изготовления, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товары, а также в обязательном порядке указать срок, в течение которого действует предложение о его продаже.
Акцептом покупателя признается заявка, в которой потенциальный покупатель товара должен указать следующее:
- наименование и адрес продавца;
- свою фамилию, имя и отчество. Если получателем товара выступает другое лицо, то необходимо указать его фамилию, имя и отчество;
- адрес, по которому товар должен быть доставлен;
- наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
- вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
- обязательства покупателя.
Обратите внимание! Пунктом 20 Правил продажи определено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
В бухгалтерском учете продавца операции по продаже товаров отражаются практически в том же порядке, как и при обычной продаже.
В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 доходы от продажи товаров, реализованных через Интернет-магазин, признаются выручкой продавца. Напоминаем, что в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 одним из условий признания выручки в бухгалтерском учете продавца является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
В какой момент наступает переход права собственности?
В общем случае нормы ст. 223 и 224 ГК РФ предусматривают, что право собственности на товар от продавца к покупателю происходит при его непосредственной передаче покупателю (если иное не вытекает из договора или закона).
Если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, то обязанность продавца по передаче товара считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (ст. 224 ГК РФ).
Однако при продаже через Интернет-магазин товар, как правило, продается с условием о его доставке покупателю. В случае когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано - в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющихся покупателями (п. 1 ст. 499 ГК РФ).
Причем в соответствии с п. 2 ст. 499 ГК РФ договор розничной купли-продажи по общему правилу считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии - любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
Таким образом, при продаже товара по Интернету переход права собственности на товар от продавца к покупателю происходит именно в момент вручения товара последнему.
Следовательно, и выручка в бухгалтерском учете продавца от продажи товара также отражается в момент вручения товара покупателю.
Что касается применения ЕНВД, то обращаем внимание на следующее.
Мнение о том, что при торговле через Интернет-магазин можно использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является ошибочным.
Как следует из ст. 346.26 НК РФ, система ЕНВД может применяться только в двух случаях торговли:
- при розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
- при розничной торговле, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
То есть определяющую роль при применении ЕНВД имеет помещение, используемое для продажи товаров, а при Интернет-торговле "обычная" торговая площадь не используется.
Статья 346.27 НК РФ:
Розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.
Это нашло подтверждение в письмах Минфина России, например, от 22.01.2009 N 03-11-06/3/08, от 16.12.2009 N 03-11-09/400 и др.
Следовательно, при торговле через Интернет-магазин может использоваться либо общая система налогообложения, либо упрощенная система налогообложения.
Однако если розничная торговля товарами по каталогам осуществляется через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети, то такая деятельность может быть признана розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 НК РФ и, следовательно, переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
М.А. Дмитриева
аудитор ЗАО "Аудит-центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", август 2010 г., N 8 (128).