Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 февраля 2010 г. N А73-19931/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2010 г. N Ф03-5350/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2010 года.
Муниципальное унитарное предприятие гор. Хабаровска "Управление капитального строительства" (далее - МУП гор. Хабаровска "УКС") обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" от 11.12.2009 N 01/2502 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании представитель предприятия настаивала на требовании по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась. Позицию изложила согласно отзыву на заявление.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 08.02.2010 по 10.02.2010, с 10.02.2010 по 15.02.2010.
Судом по материалам дела установлено следующее.
04.12.2009 при объезде территории города главным специалистом Управления административного технического контроля администрации гор. Хабаровска выявлен факт нарушения МУП гор. Хабаровска "УКС" пунктов 7, 9 действующих Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", выразившийся в том, что по адресу: гор. Хабаровск, ул. Большая - ул. Вяземская на территории, прилегающей к жилому дому (адрес не присвоен) складированы мешки со строительным, бытовым мусором. На дворовой территории - доски, железобетонные кольца, металлические трубы. Не убрано, не вывезено.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.12.2009 N 11/05-13/2516.
04.12.2009 предприятию под входящий номер 2342 было вручено уведомление N 9-3/1707 со сведениями о времени и месте составления протокола (08.12.2009 в 10-00 по адресу: гор. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 6, каб. 122) по выявленному факту нарушений.
08.12.2009 главным специалистом - членом административной комиссии в отношении МУП гор. Хабаровска "УКС" с участием представителя по доверенности от 07.12.2009 Щукина И.В. составлен протокол N 1446 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (11.12.2009 с 9-00 до 12-00 по адресу: гор. Хабаровск, Уссурийский бульвар, 6, каб. 122) был вручен под роспись вышеуказанному лицу, которое 08.12.2009 вручило протокол законному представителю.
11.12.2009 Административной комиссией городского округа "Город Хабаровск" в отсутствие законного представителя с участием представителя по доверенности от 27.11.2009 N 72 Черевко Д.Р. было рассмотрено административное дело, по результатам которого вынесено постановление N 01/2502 о привлечении МУП гор. Хабаровска "УКС" к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Несогласие предприятия с указанным постановлением явилось основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены "Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
В пункте 2 Правил указано, что за нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством.
Пунктом 7 Правил закреплена обязанность физических и юридических лиц содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к следующим объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание, в числе прочих, к жилым домам (в том числе индивидуальным), административным, производственным и торговым зданиям, объектам образования, объектам здравоохранения, памятникам и домам культуры, театрам, стадионам, улицам, проспектам, площадям, набережным, пляжам, вокзалам, строительным площадкам, местам индивидуальных захоронений, кладбищам, гаражно-строительным кооперативам, гаражам индивидуальных владельцев.
Кроме того, пунктом 9 Правил закреплено, что прилегающая территория подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах: до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы; до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями; до береговой линии водных преград, водоемов.
Прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц (подпункт 14 пункта 6 Правил).
Подпунктом 1 пункта 17 Правил запрещен сброс и размещение в неустановленных местах, в том числе на крышках люков, камер, решетках дождеприемных колодцев, придорожных лотках, озелененных территориях, грунта, материалов, сырья, продукции, оборудования и другого имущества, металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков, снега, уличного смета и других отходов производства и потребления.
Как установлено судом по материалам дела, застройщику - МУП гор. Хабаровска "УКС" 25.07.2006 выдано разрешение N 91-06 на строительство объекта капитального строительства "Группа жилых домов ТСЖ "СССТ" в микрорайоне Большая-Вяземская в гор. Хабаровске" 3-я очередь.
04.12.2009 должностным лицом Управления административного технического контроля администрации гор. Хабаровска было выявлено нарушение предприятием требований пунктов 7, 9 действующих Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", выразившееся в том, что по адресу: гор. Хабаровск, ул. Большая - ул. Вяземская на территории, прилегающей к жилому дому (адрес не присвоен) складированы мешки со строительным, бытовым мусором. На дворовой территории - доски, железобетонные кольца, металлические трубы. Не убрано, не вывезено.
Таким образом, действия (бездействия) МУП гор. Хабаровска "УКС" правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Факт правонарушения зафиксирован и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно уведомлением от 04.12.2009 N 11/05-14/1205, актом проверки от 08.12.2009 N 11/05-13/2516, фотоснимками, протоколом об административном правонарушении от 08.12.2009 N 1446. Нахождение мусора и строительных материалов на дворовой территории не оспаривалось заявителем в судебном заседании.
Как указано в части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает также доказанной и вину предприятия, поскольку в силу особенностей своей деятельности оно обязано было соблюдать нормы и требования в сфере благоустройства и содержания территории в границах городского округа "Город Хабаровск", однако не приняло для этого всех возможным мер. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Судом признается несостоятельным довод заявителя о том, что территорию, на которой было выявлено нарушение, нельзя отнести к прилегающей территории объектов, указанных в пункте 7 Правил. По мнению заявителя, спорная территория является территорией строительной площадки объекта капитального строительства, не введенного в эксплуатацию, соответственно у должностного лица органа местного самоуправления отсутствовали полномочия на проведение проверки на объекте.
Однако под строительной площадкой: согласно Строительным нормам и правилам РФ СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", одобренным постановлением Госстроя РФ от 19 апреля 2004 N 70 (далее - СниП 12-01-2004), понимается ограждаемая территория, используемая для размещения возводимого объекта строительства, временных зданий и сооружений, техники, отвалов грунта, складирования строительных материалов, изделий, оборудования и выполнения строительно-монтажных работ (приложение А).
Факт ограждения территории, прилегающей к объекту капитального строительства, на которой было выявлено нарушение, не подтвержден материалами дела. Отсутствие ограждения не оспаривается заявителем. Спорная территория на момент проверки не содержала признаков строительной площадки. Судом принят во внимание также тот факт, на который ссылается сам заявитель, что на момент проверки имело место заселение квартир участниками ТСЖ "СССТ".
Не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации то обстоятельство, что объект капитального строительства на момент выявления нарушения не был введен в эксплуатацию, соответственно ему, по мнению заявителя, не был присвоен статус жилого дома. Однако функциональное назначение объекта капитального строительства - жилые дома, а поскольку спорная территория не была ограждена и находилась в границах территории городского округа "Город Хабаровск", то у МУП гор. Хабаровска "УКС" имелась возложенная пунктом 7 Правил обязанность по надлежащему содержанию прилегающей к жилому дому территории (дворовой территории). Предприятием не передавалась данная обязанность иным лицам.
Кроме того, должностное лицо органа местного самоуправления наделено полномочием на проведение проверки в отношении объекта капитального строительства пунктом 6.11 СНиП 12-01-2004. Согласно указанной норме, административный контроль за строительством в целях ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне влияния ведущего строительства ведется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) в порядке, установленном действующим законодательством. Надзор заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядке на прилегающей территории и т.п.) и контроле соблюдения этих условий в ходе строительства. Ответственным перед органом местного самоуправления является застройщик, если иное не установлено договорами.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения предприятием административного правонарушения и его вины, в связи с чем у административного органа имелись законные основания для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края. Правовые основания для признания незаконным и отмены постановления от 11.12.2009 N 01/2502 у суда отсутствуют.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, по низшему пределу санкции части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности соответствует статье 4.5. КоАП РФ. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не усматривается.
Полномочия должностных лиц административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении реализованы в соответствии с КоАП Хабаровского края, Законом Хабаровского края от 24.09.2008 N 207 "Об административных комиссиях в Хабаровском крае" и Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.02.2009 N 69-рп "Об утверждении составов административных комиссий городских округов и муниципальных районов Хабаровского края".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Управление капитального строительства" о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа "Город Хабаровск" от 11.12.2009 N 01/2502 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 февраля 2010 г. N А73-19931/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 августа 2010 г. N Ф03-5350/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании