Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 11 марта 2010 г. N А73-748/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2010 г. N Ф03-4841/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Администрация г. Хабаровска обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю от 27.08.2009 г. N 1390 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ" "Город Хабаровск".
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме. Требования обоснованы тем, что распоряжение принято с нарушением действующего законодательства, возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию передаваемого объекта. Кроме того, ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которому на принятие в муниципальную собственность федерального имущества необходимо согласие органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ заявил ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта. В обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в арбитражный суд заявитель указал, что срок пропущен в связи с работой по выяснению вопроса о передаче в муниципальную собственность инженерных коммуникаций, необходимых для обслуживания и содержания переданных жилых домов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в отзыве на заявление требование отклонил.
Определением арбитражного суда от 11.02.2010 г. в связи с реорганизацией произведена замена ответчика на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.
Ответчик, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в соответствии со ст. 121, 122 АПК РФ, в заседание суда не явился.
По правилам ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
27 августа 2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае издано распоряжение N 1390 о безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации - Жилой дом, расположенный по адресу г. Хабаровск, ул. Голубкова, д.1 инвентаризационный N 26955, Лит. А, А1, А2; Жилой дом, расположенный по адресу г. Хабаровск, ул. Голубкова, д. 2 инвентаризационный N 26956, Лит. А; Жилой дом, расположенный по адресу г. Хабаровск, ул. Голубкова, д. 8 инвентаризационный N 26971, Лит. А в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Администрация г. Хабаровска, считая, что данное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемое Распоряжение вынесено 27.08.2009 г., получено Администрацией г. Хабаровска 03.09.2009 г., с заявлением заявитель обратился 27 января 2010 г., то есть с нарушением установленного трехмесячного срока. Однако, учитывая заявленное ходатайство о восстановлении срока на оспаривание распоряжения, что срок пропущен в связи с работой по выяснению вопроса о передаче в муниципальную собственность инженерных коммуникаций, необходимых для обслуживания и содержания переданных жилых домов, арбитражный суд находит причины пропуска 3-месячного срока уважительными и поэтому подлежащими восстановлению.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 05.06.2006 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и осуществляет полномочия по передаче в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность объектов жилищного фонда.
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано Территориальным управлением в пределах его полномочий.
Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого распоряжения в муниципальную собственность безвозмездно подлежит передаче: жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Голубкова, д. 1, инвентаризационный N 26955, Лит. А, А1, А2; жилой дом, расположенный по адресу г. Хабаровск, ул. Голубкова, д.2, инвентаризационный N 26956, Лит. А; жилой дом, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Голубкова, д.8, инвентаризационный N 26971, Лит. А в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Суд отклоняет довод заявителя о необходимости волеизъявления органа местного самоуправления, так как данный довод может рассматриваться при принятии решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-0). В рассматриваемом случае заявитель ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность.
Ссылка заявителя на выводы, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку указанным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 374 от 13.06.2006 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ" установлен перечень документов, необходимых для принятия собственником решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 374, необходимы для принятия решения собственником о передаче имущества и не являются обязательными для передачи имущества.
Органы местного самоуправления обязаны принять передаваемое имущество на основании решений в соответствии с передаточным актом.
Материалами дела подтверждается, что при издании оспариваемого распоряжения ответчик располагал документами, необходимыми для принятия решения о передаче объекта в муниципальную собственность.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что в распоряжении N 1390 от 27.08.2009 г. не рассмотрен вопрос об одновременной передаче в муниципальную собственность земельного участка.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами обязанность по передаче и принятию в муниципальную собственность соответствующих объектов не обуславливается возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде одновременной передачи в муниципальную собственность земельных участков.
На основании вышеизложенного требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования Администрации г. Хабаровска о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае N 1390 от 27.08.2009 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11 марта 2010 г. N А73-748/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2010 г. N Ф03-4841/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании