Решение Хабаровского краевого суда
от 30 июня 2009 г. N 3-104/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N 58-Г09-12 настоящее решение отменено
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству и недействующими пунктов 1.1, 2.2, 2.3, 3.2 Положения о совете при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 07 апреля 2009 г. N 36, установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что нормы пунктов 1.1, 2.2, 2.3, 3.2 Положения о совете при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции в части приняты с превышением предоставленной компетенции, противоречат положениям пп. "д.1" п. 7 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону "О противодействии коррупции", Указу Президента Российской Федерации N 773 от 02.07.2005 г., Указу Президента Российской Федерации N 815 от 19.05.2008 г., Национальному плану противодействия коррупции, утвержденному Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 г. ПР-1568.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края Сенченко П.В. уточнил требования, заявленные прокурором края, просил признать недействующими п. 1.1 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления", п. 2.2, п. 2.3, п. 3.2 в части слов "органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Положения о совете при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 07 апреля 2009 г. N 36,
Представитель Губернатора Хабаровского края, по доверенности Елкин просил в удовлетворении заявления прокурора края отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 07 апреля 2009 г. N 36 утверждено Положение о совете при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции (далее - Положение).
Согласно п. 1.1 Положения совет при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции является органом, обеспечивающим координацию деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции на территории Хабаровского края.
Пунктами 2.2, 3.2 Положения к основным задачам и функциям совета отнесена координация деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области противодействия коррупции на территории края.
Взаимоотношения между органами государственной власти регионального уровня и взаимодействия с центральными государственными органами регулируются нормами Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пункт "д. 1" п. 7 ст. 18 этого Федерального закона определяет полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - губернатора, обеспечивающего координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Таким образом, взаимодействие указанных органов может иметь место только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов Исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданский обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 г. N 725 утверждено Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, пунктом 3 которого установлено, что координация деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правоотношения в сфере противодействия коррупции регулируются рядом федеральных правовых актов, в том числе: Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 г. Пр-1568, Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции".
Пунктом 5 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" к основным задачам Совета при Президенте Российской Федерации отнесено координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
Таким образом, действующее федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере противодействия коррупции, не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по координации в области противодействия коррупции.
Согласно п. 2.3 Положения о совете к его задачам отнесен контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, планом противодействия коррупции в крае, протокольных решений Совета.
Национальный план противодействия коррупции утвержден Президентом Российской Федерации 31.07.2008 г. ПР-1568.
Согласно п. 5 раздела IV Национального плана противодействия коррупции руководителям государственных органов субъектов Российской Федерации предложено в пределах своей компетенции разработать и принять планы противодействия коррупции в соответствующих государственных органах субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "в" раздела IV "Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана" обеспечение контроля за исполнением настоящего Национального плана возложено на председателя Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обязательные для исполнения правовые акты вправе издавать органы представительной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их полномочий.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31.03.2008 г. N 169-р "О вопросах структуры и штатной численности исполнительных органов власти Хабаровского края" утверждена структура исполнительных органов власти Хабаровского края. Совет при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции к таковым не относится.
Кроме того Совет является совещательным органом и, возлагая на него контрольные функций без конкретизации форм осуществления контроля, законодатель наделяет Совет полномочиями действовать властно-обязывающим образом.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что нормы п. 1.1 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления", п. 2.2, п. 2.3 и п. 3.2 в части слов "органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Положения противоречат вышеназванным требованиям законодательства и подлежат признанию недействующими.
Ссылки представителя заинтересованного лица на то, что в соответствии с нормами Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы государственной власти субъектов РФ вправе издавать акты, направленные на координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, основаны на неверном истолковании положений упомянутого Федерального закона, поскольку Федеральный закон "О противодействии коррупции" наделяет полномочиями по координации органов власти всех уровней, органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, Президента Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения суда п. 1.1 в части слов "территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления", п. 2.2, п. 2.3, п. 3.2 в части слов "органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" Положения о совете при Губернаторе Хабаровского края по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 7 апреля 2009 г. N 36.
Сообщение о данном решении опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Губернатора Хабаровского края за счет средств Правительства Хабаровского края в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск" государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 30 июня 2009 г. N 3-104/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N 58-Г09-12 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании