Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 23 марта 2010 г. N А73-14478/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2010 г. N Ф03-6147/2010
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2010 года
Межрайонная ИФНС N 3 по Хабаровскому краю обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части 22 698 143 руб. 11 коп., составляющих недоимку в сумме 16 572 025 руб., пени в сумме 4 842 840 руб. 11 коп., штрафа в сумме 1 283 278 руб.
В качестве соответчиков по делу привлечены Министерство обороны РФ, Управление Дальневосточного военного округа.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС по Хабаровскому краю.
В судебном заседании представители Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Налоговым органом заявлено ходатайство об уточнении наименования ответчика - Федеральное государственное учреждение "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании и отзывах на иск, требования признал в части взыскания недоимки по водному налогу, пени по налогу на доходы физических лиц. В части взыскания налоговым органом налога на прибыль, налога на добавленную стоимость требования не признал, поскольку в период 2006- 27.06.2007 г. учреждение не являлось юридическим лицом.
При определении объекта обложения по налогу на добавленную стоимость не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них законодательством РФ исключительных полномочий.
Представитель УФНС по Хабаровскому краю поддержала требования налогового органа.
В отзыве и в судебном заседании представители Министерства обороны РФ, Управления Дальневосточного военного округа требования налогового органа в части взыскания недоимки по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость отклонили, по основаниям, изложенных в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая проверка Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания, перечисления налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г; налога на добавленную стоимость, водного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 г. по 30.09.2008 г.
Составлен акт выездной налоговой проверки N 6дсп от 30.03.2009 г.
По результатам рассмотрения акта, возражений налогоплательщика, решения о продлении срока рассмотрения материалов проверки, решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, заместителем начальника Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю 03.06.2009 г. вынесено решение N 14-16/01/6545479 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 1 283 278 руб. Данным решением начислены пени в сумме 5 227 939 руб, предложено уплатить недоимку в сумме 17 108 511 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Анастасьевской КЭЧ Управлением ФНС по Хабаровскому краю вынесено решение от 27.07.2009г. N 10-04-03/384/17009 об изменении решения Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю в части недоимки и пени. Сумма недоимки составила 16 572 025руб., пени - 4 842 840руб. 11 коп, штраф - 1 283 278руб.
Требованием N 1034 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2009 г. налогоплательщику предложено в срок до 16.08.2009 г. уплатить недоимку, пени, штраф.
В связи с неоплатой ответчиком сумм недоимки, пени, штрафа Межрайонная ИФНС N 3 по Хабаровскому краю обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые согласно с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.
В силу ст. 11 НК РФ организации это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Статьей 51 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определенном законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
С указанного момента организации признаются налогоплательщиками, и на них возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги (ст. 19, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Порядок регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для взыскания 22 698 143 руб. 11 коп. явилось решение Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю от 03.06.2009 . N 14-16/01/6545479, измененное решением Управлением ФНС по Хабаровскому краю от 27.07.2009 г. N 10-04-03/384/17009, вынесенное по результатам проверки ответчика за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 . и неисполненное в установленный срок требование N 1034.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 N 000959242 Анастасьевская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 05.02.2003 года за основным государственным регистрационным номером 1032700248877.
18 августа 2005 года (свидетельство серии 27 N 001389448) регистрация признана недействительной по решению регистрирующего органа, государственный номер записи 2052700119965.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 27 N 001484554 Анастасьевская КЭЧ вновь зарегистрирована в качестве юридического лица 27 июня 2007 года за основным государственным регистрационным номером 1072720001375, ИНН 2720006112.
На основании вышеизложенного суд считает, что у налогового органа отсутствуют основания для взыскания предъявленных к взысканию сумм недоимки, пеней, штрафов за период 2006 г. - 27.06.2007 г.
Налог на добавленную стоимость.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, налогоплательщиком в течение проверяемого периода, оказывая физическим и юридическим лицам жилищно-коммунальные услуги (услуги по техническому обслуживанию жилищного фонда, по водоснабжению, газоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, вывозу бытовых отходов), услуг по временному размещению и проживанию граждан в гостинице (общежитии) не включала в налоговую базу при исчислении налога на добавленную стоимость суммы платежей за оказанные населению жилищно-коммунальные услуги.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Из указанной нормы следует, что данное положение применяется только в случае, когда государственный орган имеет в данной сфере услуг исключительные полномочия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Министерство обороны РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти.
В структуру Минобороны РФ входят службы Минобороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления (п. 5 Положения).
Минобороны РФ осуществляет полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за министерством в соответствии с его назначением (подп. 68 п. 7 Положения).
Эти же положения закреплены в Положении о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.03.2000 N 221 к объектам военной инфраструктуры относятся специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками_, военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность РФ.
Анастасьевской КЭЧ в оперативное управление переданы жилые дома, здания насосных станций, котельных, хлораторных, бойлерных и пр., предназначенные для достижения целей, определенных Положением о Минобороны РФ.
В соответствии с Приказом Министра обороны СССР N 75 от 22.02.1977, введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, согласно которому общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляет КЭУ Министерства обороны РФ.
В военных округах - КЭУ (КЭО) военных округов. В районах (гарнизонах) - КЭЧ районов (гарнизонов).
Согласно приказу Минобороны РФ N 324 от 12.09.2003 созданы федеральные государственные учреждения, в том числе и Управление Дальневосточного военного округа, в состав которого входит Дальневосточное квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ ДВО).
В силу Положения Анастасьевской квартирно-эксплуатационной части, утвержденного начальником КЭУ Дальневосточного военного округа, учреждение является подразделением квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа, подчиняется КЭУ ДВО, имеет в пользовании и распоряжении на праве оперативного управления закрепленное федеральное имущество, финансируемое из государственного бюджета по бюджетным статьям Министерства обороны РФ.
Следовательно, Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района является федеральным государственным учреждением, входящим в состав федеральных органов исполнительной власти.
На основании вышеизложенного, суд считает, что жилищно-коммунальные услуги, оказываемые Анастасьевской КЭЧ, не облагаются налогом на добавленную стоимость, т.к. не являются объектом налогообложения по НДС денежные средства, полученные ответчиком в результате оказания жилищно-коммунальных услуг.
Подразделения квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны выполняют государственные функции и исключительные полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны РФ, в соответствии с его назначением, а также организуют строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Содержание подразделений квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны за счет средств, поступающих от ЖКУ, является формой финансирования и материально-технического обеспечения государственного органа исполнительной власти, применяемой наряду со сметно-бюджетным финансированием организаций Минобороны РФ.
С учетом изложенного, суд приходит в выводу о том, что, предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществлено Анастасьевской КЭЧ в рамках реализации исключительных полномочий Министерством обороны РФ, т.е. органом, входящим в систему органов государственной власти, вследствие чего средства, полученные за оказанные услуги, в силу подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Налог на прибыль.
Налоговым органом установлены нарушения п. 1, 5 ст. 38 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ, п. 2 ст. 249 НК РФ в части формирования доходов, получаемых налогоплательщиком в результате услуг связи, коммунальным услугам, транспортным расходам, работы, услуги по содержанию имущества в части капитального и текущего ремонта.
По расчетам (показателям) представленным ответчиком в материалы дела по налогу на прибыль за период с 27.06.2007 по 31.12.2007г. признан убыток в сумме 148 983 руб. 90коп. Расчет налогового органа по налогу на прибыль в материалы дела представлен не был.
Водный налог.
Налогоплательщик согласен с недоимкой по водному налогу с 27.06.2007 г. в сумме 34 192 руб. (3, 4 кварталы 2007 г.), 70 156 руб. (1, 2, 3 кварталы 2008 г), всего сумма недоимки по водному налогу 104 438руб.
Также не оспаривает налогоплательщик начисление пени по налогу на доходы физических лиц, за уплату удержанного налога в более поздние по сравнению с установленными п. 6 ст. 226 НК РФ сроки.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине отнести на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Суд, согласно ст. 333.22 НК РФ исходя из имущественного положения ответчика, уменьшает госпошлину до 2 000 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования Межрайонной ИФНС N 3 по Хабаровскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУ "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ в бюджет недоимку по водному налогу в сумме 104348 руб., причитающие на указанную сумму пени, штраф, причитающуюся сумму пени по налогу на доходы физических лиц.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ФГУ "Анастасьевская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 марта 2010 г. N А73-14478/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании