Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 17 мая 2010 г. N А73-3947/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2010 г. N Ф03-6341/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания АЛИР" (далее - заявитель, ООО "ТПК АЛИР") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - МУ Росалкогольрегулирование) от 01.04.2010 N 64 "О проведении внеплановой выездной проверки лицензионного контроля ООО "Торгово-промышленная компания АЛИР".
По мнению заявителя, у МУ Росалкогольрегулирование отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки общества. Доводы заявителя основаны на положениях пунктов 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
МУ Росалкогольрегулирование представило письменный отзыв, согласно которому считает доводы и требование заявителя необоснованными. По мнению ответчика, при проведении лицензионного контроля соблюдение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не требуется.
С согласия представителей участвующих в деле лиц суд завершил предварительное судебное разбирательства и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленного требования. Нарушение прав общества в осуществлении предпринимательской деятельности обоснованы несоблюдением обязательных требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, непредставлением доказательств об основаниях назначения внеплановой проверки.
Представитель МУ Росалкогольрегулирование в судебном заседании с требованием заявителя не согласился и просил в его удовлетворении отказать.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц установлено следующее.
Из пояснений представителя ООО "ТПК АЛИР" следует, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оптовым закупкам, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии Б 079622 регистрационный номер 232 от 18.09.2009, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю на срок с 18.09.2009 по 20.04.2014.
Приказом МУ Росалкогольрегулирование от 01.04.2010 N 64 назначена проверка ООО "ТПК АЛИР" на предмет соблюдения обществом обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Указанным приказом установлен срок проведения проверки с 02.04.2010 по 09.04.2010; необходимые мероприятия по контролю; перечень документов подлежащих истребованию при проверке.
Не согласившись с приказом о проведении внеплановой выездной проверки, ООО "ТПК АЛИР" решило его оспорить и в порядке статьи 198 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) муниципальных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требование ООО "ТПК АЛИР" не обоснованным и не подлежащем удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1), в том числе предусматривает сферу неприменения Закона (часть 3 статьи 1), особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в определенных сферах (часть 4 статьи 1), порядок вступления его в силу (статья 27).
Частью 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
При этом согласно части 5 статьи 27 положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, до 1 января 2011 года не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Также частью 3 статьи 27 Закона N 294-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Как видно из оспариваемого приказа МУ Росалкогольрегулирование от 01.04.2010 N 64, по нему назначена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" применительно к реализации алкогольной продукции ООО "ТПК АЛИР" и в части проверки наличия у общества лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции; наличия документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции; наличия маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками и акцизными марками; соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов.
Такие полномочия для соответствующих органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены статьей 5 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в соответствии с которым на этот федеральный орган исполнительной власти возложено осуществлений функций по государственному контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1).
Конкретные полномочия этого государственного органа изложены в пункте 5 Положения, в частности: по принятию актов, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ (пункт 5.2.4); по принятию актов, устанавливающие минимальные цены на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ (пункт 5.2.5); лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5.3.2); выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ (пункт 5.3.3) и иные.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу на основании пункта 8.7 Положения об управлении, утвержденного приказом Росалкогольрегулирование от 02.10.2009 N 73, наделено полномочиями по государственному контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Следовательно, МУ Росалкогольрегулирование как территориальное управление вправе было назначить проверку ООО "ТПК АЛИР" на предмет соблюдения этим лицом обязательных требований алкогольного законодательства.
При этом ссылки заявителя на необходимость соблюдения в этом случае положений пунктов 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ являются ошибочными по установленным выше обстоятельствам.
Довод заявителя о непредставлении к приказу информации, которая поступила от собственника нежилого здания по ул. Мельничная, д. 39а и которая якобы послужила основанием для проведения проверки, судом отклонен, поскольку, как видно из пункта 6 оспариваемого приказа, основаниями для проведения проверки фактически явились Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 о полномочиях Росалкогольрегулирование по государственному контролю.
Принимая во внимание изложенное, требование ООО "ТПК АЛИР" удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается, поскольку госпошлина в сумме 2 000 руб. полностью уплачена заявителем при обращении с заявлением в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания АЛИР" о признании недействительным приказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 01.04.2010 N 64 "О проведении внеплановой выездной проверки лицензионного контроля ООО "Торгово-промышленная компания АЛИР" - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 мая 2010 г. N А73-3947/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2010 г. N Ф03-6341/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании