Вопрос: Является ли организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, субъектом административного правонарушения в случае неуведомления (несвоевременного уведомления) налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников?
1. В соответствие с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ.
Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в частности, за неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
При этом под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства) понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ (оказанию услуг) либо иное использование труда иностранного гражданина (лица без гражданства) (прим. 1 к ст. 18.15. КоАП РФ).
В подпункте 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), в частности, определено, что работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Под "иностранным работником" со гласно абз. 13 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ подразумевается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. В свою очередь "временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин" - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Из содержания указанных норм следует, что работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из поименованных в подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ событий, независимо от того, в визовом или безвизовом порядке иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию.
Однако особое внимание следует обратить на случаи, когда трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) заключается работодателем или заказчиком работ (услуг) с гражданами Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
Кроме того, согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и Российской Федерации от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующей на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
2. Административные правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, к категории длящихся не относятся. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), изложенной в постановлении Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005, невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку длящимся административным правонарушением не является. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку срок представления уведомления нормативно установлен, то правонарушение будет считаться оконченным в момент неисполнения этой обязанности в установленный срок, то есть на 11-ый день со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Дальнейшие действия, направленные на исполнение обязанности, могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих, но не исключающих административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
Иначе говоря, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в действиях лиц, поименованных в данной статье, присутствует и в случаях несвоевременного уведомления налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников.
3. Учитывая, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), - подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ - то в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
4. В соответствии со ст. 23.67 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, рассматривает руководитель Федеральной Миграционной Службы России (далее - ФМС России), его заместители либо руководители (их заместители) территориальных органов ФМС России - Управления ФМС России по субъектам Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, могут рассматриваться и судьями в случаях, когда орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Из содержания указанных норм следует, что налоговый орган после составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в течение трех суток должен направить его в адрес руководителя Управления ФМС России по Хабаровскому краю, который, в свою очередь, при наличии для этого оснований передаст его на рассмотрение судье.
Абзац 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ определяет, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих, в частности, административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (а таковым и является административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ), дела рассматриваются мировыми судьями (п. 3 постановления Пленума ВС РФ N 5 от 24.03.2005 года).
Учитывая, что должностными лица ми отделов камеральных проверок территориальных налоговых органов протоколы, как правило, составляются после проведения административного расследования, то руководитель Управления ФМС России по Хабаровскому краю вынужден будет, руководствуясь абз. 2 ч. 3 ст. 23.1. КоАП РФ, передавать их на рассмотрение мировым судьям. Принимая во внимание такой усложненный порядок направления протоколов по подведомственности, налоговые органы, как правило, избегают проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ.
Необходимо отметить, что нарушение правил подведомственности рассмотрения административных дел является безусловным основанием для отмены ведомственных постановлений о привлечении к административной ответственности при их обжаловании в судебном порядке.
Исходя из изложенного выше следует, что:
- работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), независимо от того, в визовом или безвизовом порядке иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию. Исключение - заключение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь;
- административная ответственность, установленная ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ, наступает также за несвоевременное уведомление налогового органа о привлечении и об использовании иностранных работников;
- составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении должно быть произведено налоговым органом не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения;
- протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ, в течение трех суток с момента составления направляется налоговым органом (без указания времени и места рассмотрения дела) для рассмотрения в адрес руководителя Управления ФМС России по Хабаровскому краю.
А.А. Сапунов
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", декабрь 2010 г., N 12 (132)