Заслушав и обсудив информацию заместителя министра - начальника управления планирования, финансирования и контроля министерства образования и науки края Ковтунова А.С. "О ходе выполнения решения коллегии министерства образования края от 21.01.2010 N 1-1 "О деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению эффективности расходов краевого бюджета на общее образование", коллегия отмечает, что задача повышения показателей эффективности расходов бюджета на образование признана одним из приоритетных направлений краевой и муниципальной политики в области образования.
Выполняя решение коллегии министерства образования края от 21.01.2010 N 1-1, министерство образования и науки края сосредоточило усилия на организации работы с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования края, по улучшению показателей, характеризующих эффективность бюджетных расходов в образовании.
В результате принятых в 2010 году мер в системе образования края улучшились показатели загруженности площадей школьных зданий, наполняемости классов, формирования штатной численности работников образовательных учреждений.
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, проведена работа по повышению загруженности площадей школьных зданий и оптимизации сети образовательных учреждений. В 2010 году сеть сократилась на 9 общеобразовательных школ, произошла реорганизация 12 учреждений образования с изменением статуса.
В результате принятых в 2010 году мер в системе образования края улучшились показатели загруженности площадей школьных зданий, наполняемости классов, формирования штатной численности работников образовательных учреждений.
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, проведена работа по повышению загруженности площадей школьных зданий и оптимизации сети образовательных учреждений. В 2010 году сеть сократилась на 9 общеобразовательных школ, произошла реорганизация 12 учреждений образования с изменением статуса.
В результате реструктуризации учреждений системы общего образования освобождено 12 зданий. Экономический эффект от мероприятий по оптимизации сети составил в 2010 году около 2,7 млн. рублей, из них 1.6 млн. рублей - за счет средств краевого бюджета.
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений позволила улучшить показатель средней загруженности площадей школьных зданий на 0,4 процента, который составил 86,9 % (86,5 % в 2009 году).
Проведенные мероприятия по оптимизации сети и штатов общеобразовательных учреждений позволили улучшить один из основных показателей, определяющих эффективность расходов в образовании - наполняемость обычных классов школ.
В 2010 году средняя наполняемость классов общеобразовательных школ края увеличилась на 0,3 единицы и составила 20,7 (2009 год - 20,4). Однако краевой показатель средней наполняемости классов увеличился только за счет школ городской местности - 24,9 (2009 г. - 24,6).
В школах сельской местности средняя наполняемость классов общеобразовательных школ в 2010 году уменьшилась в целом по краю на 0,1 и составила 12,4 (12,5 в 2009 году).
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в 2010 году проведена работа по оптимизации распределения учебной нагрузки и уменьшению числа незагруженных учителей. В результате на 6,7 % уменьшилось количество учителей, не обеспеченных учебной нагрузкой на 1 ставку и выше и составило 24,8 % от общего числа учителей против 31,5 % в 2009 году.
Сократилось на 3,5 % количество руководителей общеобразовательных школ, ведущих учебную нагрузку.
Проведенная работа позволила улучшить один из основных показателей эффективности - "Число учащихся, приходящихся на 1 учителя". По состоянию на 01 сентября 2010 года этот показатель в целом по краю составил 12,8 - увеличился на 0,6. В школах городской местности данный показатель увеличился в 2010 году на 0,8; в школах сельской местности - на 0,2.
Органами управления образованием ведется работа по сокращению излишней численности прочего персонала, однако в школах Хабаровского края остается большое число сверхнормативных штатных должностей. В 2010 году осталась без изменения доля прочего персонала и составила в целом по краю 51,5% (51,6% в 2009 году) при норме 30% от общей численности работников школ.
Несмотря на принимаемые меры в большинстве муниципальных образований края доля работников этой группы должностей значительно превышает нормативные требования. Руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, не уделяют должного внимания установлению оптимальных штатных расписаний, возможности выведения из штатов школ работников из числа обслуживающего персонала и заключению договоров на обслуживание школ с соответствующими предприятиями. В результате чего сверхнормативные расходы на содержание работников из числа прочего персонала в расчете на год (по предварительным расчетам) составляют свыше 900 млн. рублей.
В соответствии с решением коллегии от 21.01.2010 N 1-1 в системе образования края начата работа по введению новых форм обслуживания школьной инфраструктуры и переходу на аутсорсинг в Николаевском, Бикинском, имени П. Осипенко районах, что создает оптимальные условия для организации коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ, способствует повышению эффективности использования бюджетных средств.
В целях совершенствования нормативного метода финансирования общеобразовательных учреждений в новых условиях оплаты труда министерством образования и науки края разработана практически новая Методика расчета нормативов подушевого финансирования (утверждена постановлением Губернатора края от 07.02.2011 N 9). В новой Методике: введены основные структурные элементы новой системы оплаты труда, изменены показатели, влияющие на расчет нормативов, поменялись подходы к финансированию малокомплектных школ, введен единый поправочный коэффициент, исключающий возможность перераспределения муниципалитетами средств между школами. Она позволяет также рассчитать величину нормативов расходов, связанных с переходом на федеральный государственный стандарт начального общего образования, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", в том числе финансирование внеурочной деятельности обучающихся.
Министерством образования и науки края проведено обучение руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов финансовых служб по вопросам функционирования учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования, совершенствования нормативной правовой базы НСОТ и использования новой Методики расчета объемов субвенций по каждой школе. Краевым государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования" была разработана программа курса "Экономико-финансовые основы управления современного образовательного учреждения" и проведено обучение 207 руководителей образовательных учреждений Хабаровского края. В марте 2011 года начались обучающие семинары по изменениям в Методике расчета нормативов подушевого финансирования, для работников централизованных бухгалтерий, директоров и бухгалтеров всех школ края.
На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности расходов бюджета на общее образование коллегия решила:
1. С учетом проделанной работы считать решение коллегии министерства образования края от 21.01.2010 N 1-1 "О деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению эффективности расходов краевого бюджета на общее образование" выполненным.
2. Признать удовлетворительной работу министерства образования и науки края, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию основных финансово-экономических механизмов в системе образования.
3. Управлению планирования, финансирования и контроля (Ковтунов А.С.):
- продолжить работу по информационно-методическому обеспечению новых финансово-экономических процессов, мониторингу и анализу функционирования отрасли образования в современных условиях, применению механизмов стимулирования новых направлений деятельности;
- завершить проведение обучающих семинаров для руководителей общеобразовательных учреждений края по вопросам совершенствования нормативного подушевого финансирования общеобразовательных школ (в 2011 году);
- провести совещания с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросам формирования и расходования средств субвенций (март, октябрь).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- принять безотлагательные меры по устранению отмеченных недостатков, заслушать руководителей на аппаратных совещаниях и советах директоров;
- обеспечить эффективный контроль за использованием средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на финансирование расходов общеобразовательных учреждений (ежеквартально);
- провести мониторинг выполнения муниципальных программ реструктуризации сети образовательных учреждений в период 2011 - 2013 г.г., принятых во исполнение пункта 8.4 постановления Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. N 104-пр "Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы" для представления аналитической информации в министерство образования и науки края (ежегодно до 01 сентября текущего года);
- обеспечить финансирование расходов общеобразовательных учреждений на реализацию основных общеобразовательных программ в строгом соответствии с нормативами подушевого финансирования и Методикой, утвержденной постановлением Губернатора края от 20 мая 2006 г. N 116 "О формировании субвенций из краевого бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе нормативов подушевого финансирования" (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора края от 07.02.2011 N 9);
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы НСОТ на муниципальном уровне и в общеобразовательных учреждениях с учетом требований федерального и краевого законодательства;
- провести мероприятия по оптимизации штатной численности прочего персонала общеобразовательных учреждений с учетом нормативных требований;
- разработать и представить в министерство образования и науки края предложения по переводу на аутсорсинг отдельных услуг, осуществляемых работниками прочего персонала школ, с расчетами, оценкой эффективности и рисков (до 01 июня 2011 года);
- усилить контроль за распределением учебной нагрузки работников школ;
- обеспечить рациональное комплектование классов общеобразовательных школ в период подготовки к началу 2011/2012 учебного года.
4. Краевому государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования" (А.Г. Кузнецова):
- доработать программу переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров с учетом развития практических навыков в решении финансовых вопросов;
- подготовить методические рекомендации по установлению оптимальных критериев оценки качества труда работников образовательных учреждений (до 01 сентября 2011 года).
Председатель коллегии |
А.А. Базилевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Министерства образования и науки Хабаровского края от 29 марта 2011 г. N 1-1 "По вопросу "О ходе выполнения решения коллегии министерства образования края от 21.01.2010 N 1-1 "О деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по повышению эффективности расходов краевого бюджета на общее образование"
Текст решения официально опубликован не был