Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 16 ноября 2010 г. N А73-17723/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2011 г. N Ф03-831/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2010 года
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 22.08.2007 года недействительным.
Третьими лицами по делу привлечены КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" и государственное учреждение "8 отряд Федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю".
Решением от 11.01.2010 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 года, заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2010 года решение и постановление отменены и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Хабаровского края по тем основаниям, что судами не принято во внимание то обстоятельство, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, не учтены дата и основание записи в ЕГРП на спорное имущество, относимость распоряжения к данной регистрации, что в производстве арбитражного суда находится дело N А73-17724/2009.
При новом рассмотрении данного дела определением от 01.09.2010 года в одно производство с ним объединено дело N А73-17724/2009 по иску Территориального управления ФАУГИ по Хабаровскому краю к Министерству
имущественных отношений Хабаровского края и КГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
При этом в порядке ст. 49 АПК РФ истец изменил исковые требования и просит признать право собственности Российской Федерации на вышеуказанные объекты недвижимого имущества: здание гаража, литер Д; здание гаража, литер В; здание гаража, литер Б; здание гаража, литер Ж, расположенные по ул.
Севастопольской, 27 в г. Комсомольске-на-Амуре; признать недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 22.09.2007 г. N 833; истребовать вышеуказанное имущество из незаконного владения Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
Вышеуказанные уточнения судом приняты.
В судебном заседании представитель истца заявленные уточненные требования поддержала полностью и просит их удовлетворить по тем основаниям, что спорное имущество является федеральной собственностью, не передавалось иным лицам. В государственной регистрации не нуждалось в соответствии с законом, и было включено в реестр федеральной собственности. В настоящее время гаражи находятся в незаконном владении КГУ.
Представитель Министерства имущественных отношений иск не признала и просит в его удовлетворении отказать, поскольку зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке и истцом пропущен срок исковой давности по истребованию имущества и срок на оспаривание распоряжения.
Представитель КГУ поддержала доводы представителя министерства и полагает требования необоснованными, поскольку истцом не представлены надлежащие документы, подтверждающие его требования.
Представитель третьего лица находит предъявленные требования обоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из объяснений сторон о принадлежности имущества государству на момент реорганизации органов пожарного надзора, представленных доказательств следует, что вплоть до принятия Министерством имущественных отношений Хабаровского края распоряжения от 22.08.2007 года N 833 "О внесении в Реестр краевого государственного имущества и закрепления на праве оперативного управления" недвижимое имущество в виде склада и трех гаражей, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре по ул. Севастопольской, 27 было закреплено на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" (приказ Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 09.01.1996 г.).
В соответствии со свидетельством от 22.02.1999 г. это имущество внесено в Реестр федерального имущества за реестровым N 02700043 с идентификационными номерами 02700043000042, 02700043000043, 02700043000044 и 02700043000045.
В связи с реорганизацией органов управления и изменениями в полномочиях между Федеральными и краевыми органами пожарного надзора и на основании письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.04.2005 г. N СС-08/8394 распоряжением от 12.07.2005 года N 290 Территориального управления ФАУФИ по Хабаровскому краю имущество под реестровым номером 02700043 было исключено из реестра федерального имущества и изъято из оперативного управления ГУ "Управление государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края".
Закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, присвоен реестровый номер 02701168, и соответствующие изменения внесены в реестр федерального имущества.
Спорные объекты внесены в реестр федерального имущества 20.05.2005 года с присвоением идентификационных номеров 02701168000040, 02701168000041, 02701168000042, 02701168000043.
В соответствии с этим распоряжением в оперативное управление Главному управлению было передано имущество 52 наименований.
В отношении части объектов между сторонами возникли споры, которые были предметом судебного разбирательства в арбитражных судах. При этом участвовали и третьи лица.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2006 года по делу N А73-5883/2006-26, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2009 года по делу N 06АП-3768/2009 установлено, что имущество закрепленное на праве оперативного управления за "Управлением государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" учтено в реестре федерального имущества (в этом перечне указаны и объекты по данному спору), в установленном порядке в иную собственность не передавалось.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12.2003 года N 607 и Указом Президента РФ от 09.03.2004 года N 200 является территориальным органом ФАУФИ и осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений на территории Хабаровского края.
В том числе осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.
В связи с последующими реорганизациями, в настоящее время правильное наименование органа Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.
Из представленных доказательств следует, что спорное имущество на основании Приложения к распоряжению от 12.07.2005 года N 29 под номерами 47, 48, 49 и 50 являлось Федеральным имуществом.
В соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на эти объекты не проводилась.
Статьями 209 и 218 ГК РФ установлены содержание права собственности и основания приобретения права собственности.
Статьей 214 ГК РФ дано определение праву государственной собственности и определены объекты государственной собственности.
Согласно 94 и 95 ГК РСФСР (1964 года) государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Государству принадлежали основные средства производства, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" был установлен порядок передачи имущества из одного уровня собственности в другой.
Пунктом 1 Постановления установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с Приложением 1 к Постановлению исключительно к федеральной собственности относится имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Вышеуказанное имущество было закреплено за органами внутренних дел, а в дальнейшем в связи с реорганизацией - за органами МЧС, являвшимися федеральными органами исполнительной власти.
В установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества" спорные объекты были включены в реестр федерального имущества и каждому из них присвоен идентификационный номер.
Более того, ответчикам достоверно было известно о том, что спорные объекты недвижимости являются федеральной собственностью.
Так письмом от 25.04.2003 года N 1-11/3337 на N 27/4675 от 10.04.2003 года Министерство имущественных отношений Хабаровского края сообщило Управлению государственной противопожарной службы о том, что имущество "Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края" учтено в реестре федерального имущества под реестровым номером 02700043 от 27.03.1999 года.
Вышеуказанные доказательства достоверно свидетельствуют о том, что спорные объекты недвижимости, склад и три гаража, при последующей инвентаризации каждый из которых стал именоваться "гараж" с литерами Б, В, Д и Ж, являлись и являются федеральной собственностью, внесены в реестр федеральной собственности и оказались в пользовании краевого государственного учреждения в связи с реорганизацией органов противопожарной безопасности, разделением полномочий между органами власти.
Исходя из изложенного, иск о признании права собственности РФ является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Более того, ответчиками не представлено в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказательств о том, что вышеуказанное имущество в установленном порядке было передано в государственную собственность Хабаровского края.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Доводы ответчиков о том, что объекты недвижимости находились в ведении упраздненного Управления государственной противопожарной службы УВД Хабаровского края и в связи с реорганизациями, передачей полномочий краевым органам находятся в ведении его правопреемников, действительны.
Однако эти доводы не опровергают доводов истца о принадлежности объектов недвижимости к федеральному имуществу, поскольку в ходе реорганизационных мероприятий вопросы о собственности не решались, а Управлению принадлежали на праве оперативного управления, а не собственности.
Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
22.08.2007 года Министерством имущественных отношений Хабаровского края издано Распоряжение N 833 "О внесении в Реестр краевого государственного имущества и закрепления на праве оперативного управления".
Согласно пункта 1 этого распоряжения 4 объекта недвижимости, расположенные в г. Комсомольске-на-Амуре по ул. Севастопольской, 27, общей балансовой стоимостью 1362.449 тыс.руб., общей остаточной стоимостью 451.976 тыс. руб., были внесены в реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за КГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
Основаниями принятия распоряжения указаны ст. 299 ГК РФ и обращение КГУ.
По объяснениям сторон на основании данного распоряжения Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО произведена государственная регистрация права собственности за Хабаровским краем и право оперативного управления за КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" на указанные объекты, но с иными литерами и наименованиями, измененными в результате технической инвентаризации объектов 13.11.2007 года.
Заявителем указано, что об оспариваемом распоряжении ему стало известно при ознакомлении с материалами дела N А73-6775/2009 только 20.10.2009 года. Заявлено ходатайство о восстановлении 3-х месячного срока на обжалование.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление на обжалование ненормативного правового акта может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом.
Срок на оспаривание распоряжения пропущен по уважительной причине. Ответчики истца в известность об изданном распоряжении и последующей государственной регистрации объектов не ставили.
О данном распоряжении, послужившем основанием для государственной регистрации прав, представителю истца стало известно лишь в ходе рассмотрения иных судебных дел только 20.10.2009 года.
Уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом сведений о принятом решении не имел, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению.
При рассмотрении требования о признании распоряжения недействительным судом установлено, что основанием принятия распоряжения явилось обращение КГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" в министерство с предложением о закреплении за ним спорных объектов недвижимости на праве оперативного управления, поскольку оно (управление) является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Хабаровского края, владевшим этим имуществом до реорганизации.
Статьей 218 ГК РФ установлены основания приобретения права собственности, а статьей 209 ГК РФ правомочия собственника.
Статьей 299 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права хозяйственного ведения и оперативного управления.
Из ранее рассмотренных требований о признании права собственности на спорные объекты недвижимости установлено, что объекты недвижимости в виде склада и трех гаражей были внесены в Реестр федеральной собственности.
Уполномоченные органы никакого решения о передаче этого имущества в иную собственность не принимали.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Представленными доказательствами установлено, что право распоряжения федеральной собственностью принадлежит уполномоченным органам.
В отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, таковыми органами, по общему правилу, являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ и его Территориальное управление по Хабаровскому краю.
На момент издания оспариваемого распоряжения Министерство имущественных отношений Хабаровского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом не обладало.
Вышеуказанным распоряжением нарушены права и законные интересы собственника имущества, в том числе и заявителя, действующего от имени собственника в пределах предоставленных ему полномочий.
Поскольку оспариваемое распоряжение издано в отношении чужого имущества неуполномоченным на это лицом, этим актом имущество закреплено за КГУ на праве оперативного управления и данное распоряжение явилось основанием государственной регистрации прав, поэтому оно на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
Из объяснений сторон следует, что объекты недвижимости находятся в пользовании КГУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края".
По мнению ответчиков, истцом пропущен срок для истребования спорного имущества, исчисляемый по общим нормам гражданского права.
Статьей 301 ГК РФ установлено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 2 статьи 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленумов от 29.04.2010 года N 10/22 от 29.04.2010 дано разъяснение о том, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Из представленных доказательств следует, что Территориальное управление распоряжением от 10.07.2008 года N 855 перераспределило федеральное имущество, ранее закрепленное на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю и 7 единиц имущества по позициям с 34 по 30 приложения к распоряжению закрепило на праве оперативного управления за "8 отрядом федеральной противопожарной службы по Хабаровскому краю".
О принятом распоряжении Министерства имущественных отношений и передаче спорного имущества учреждение узнало только 20.10.2009 года.
При изложенных обстоятельствах срок исковой давности по требованию об истребовании имущества из чужого владения, установленный ст.196 ГК РФ, не пропущен.
Поскольку истребуемое имущество является федеральным имуществом, находится в пользовании КГУ "Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" без законных оснований и помимо воли собственника имущества, получено учреждением безвозмездно, поэтому оно подлежит истребованию у него с передачей Территориальному управлению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 209, 218, 299, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд решил:
Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 27 - здание гаража, литер Д; здание гаража, литер В; здание гаража, литер Б; здание гаража, литер Ж.
Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 22.08.2007 года N 833.
Истребовать объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 27, здание гаража, литер Д; здание гаража, литер В; здание гаража, литер Б; здание гаража, литер Ж из незаконного владения Краевого государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" и передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 ноября 2010 г. N А73-17723/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2011 г. N Ф03-831/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании