Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 21 января 2011 г. N А73-13401/2010
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18 января 2011 г.
В полном объеме решение вынесено 21 января 2011 г.
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании не действующими положений пунктов 2.1.4, 2.1.5 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края нежилыми зданиями, отдельными помещениями, строениями и сооружениями, утвержденного решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 27.05.2008 N 31, в части применения значений коэффициентов, указанных соответственно в приложениях 1 и 2, в случае непроведения рыночной оценки недвижимого имущества. Заявитель считает, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта допускают предоставление в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края, без проведения оценки их рыночной стоимости.
Представители Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края, Комитета по приватизации и управлению имуществом администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик в своем письменном отзыве не признал заявленные требования. Пояснил, что нормы пунктов 2.1.4 и 2.1.5 оспариваемого Положения не нарушают интересы муниципального образования и соответствуют аналогичным нормам Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в собственности Хабаровского края нежилыми зданиями, отдельными помещениями, строениями и сооружениями, утвержденного постановлением губернатора Хабаровского края от 30.12.2005 N 266.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 27.05.2008 N 31 утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края нежилыми зданиями, отдельными помещениями, строениями и сооружениями (далее - Положение).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Восход-Ванино" от 20.06.2008 N 25 и в "Информационном сборнике муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района Хабаровского края" от 05.08.2008 N 5.
Разделом 2 Положения установлен порядок определения величины арендной платы за пользование недвижимым имуществом.
В соответствии с пунктами 2.1-2.1.1 ставка арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края, исчисляется за один квадратный метр площади арендуемого имущества по формуле:
,
где:
А - ставка арендной платы за недвижимое имущество на один квадратный метр площади арендуемого недвижимого имущества (руб/кв.м) в месяц;
- базовая ставка арендной платы за один квадратный метр общей площади арендуемого недвижимого имущества в месяц (руб./кв.м);
- коэффициент этажности;
- коэффициент расположения входа;
- коэффициент использования нежилого здания, отдельного помещения, строения, сооружения;
- коэффициент вида деятельности арендатора;
- коэффициент зональности;
- коэффициент капитального ремонта;
- коэффициент перерасчета;
- дополнительный коэффициент.
Согласно пункту 2.1.3 Положения базовая ставка () для расчета арендной платы за один квадратный метр арендуемой площади недвижимого имущества рассчитывается как частное от деления рыночной стоимости объекта, по которому проведена оценка, на его общую площадь, установленную на основании данных технического паспорта.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Положения коэффициент этажности () - коэффициент, учитывающий этажность арендуемого объекта. Значение коэффициента устанавливается в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению. Значение данного коэффициента равно 1,0 при проведении оценки рыночной стоимости арендуемого недвижимого имущества.
Согласно пункту 2.1.5 Положения значение коэффициента расположения входа () устанавливается в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению. Значение данного коэффициента равно 1,0 при проведении оценки рыночной стоимости арендуемого недвижимого имущества.
Из системного анализа приведенных норм следует, что при исчислении величины арендной платы применяются коэффициент этажности () и коэффициент расположения входа (
), величина которых равна 1,0, только в случае если проведена оценка рыночной стоимости недвижимого имущества. В случае непроведения оценки рыночной стоимости недвижимого имущества, передаваемого в аренду, применяются коэффициенты, установленные соответственно в приложениях 1 и 2 к Положению.
В соответствии со статьей 8 Закона об оценочной деятельности проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Согласно статье 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Из приведенных положений Закона об оценочной деятельности следует, что проведение оценки рыночной стоимости при заключении договора аренды недвижимого муниципального имущества является обязательным.
Оспариваемые прокурором положения нормативного правового акта в части применения коэффициентов, указанных соответственно в приложениях 1 и 2 к Положению, допускают предоставление в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края, без проведения оценки их рыночной стоимости.
Эти положения в части, допускающей предоставление в аренду объектов недвижимости без проведения их оценки, противоречат статье 8 Закона об оценочной деятельности.
Требования заместителя прокурора Хабаровского края являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пункты 2.1.4 и 2.1.5 Положения в той части, в которой они признаны не действующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены в соответствие со статьей 8 Закона об оценочной деятельности.
Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что оспариваемые положения не нарушают интересы муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Несоответствие оспариваемых положений муниципального нормативного правового акта федеральному закону нарушает права как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц, арендующих и имеющих намерение арендовать муниципальное недвижимое имущество, на определение стоимости арендуемого имущества и, как следствие, величины арендной платы в соответствии с требованиями федерального закона.
Факт применения коэффициентов, установленных приложениями 1 и 2 к Положению, подтверждается договором аренды нежилого помещения от 11.12.2008 N 134, заключенным с индивидуальным предпринимателем Табаченко С.Н. сроком с 01.08.2008 до 31.07.2013, и договором аренды нежилого помещения от 26.02.2010 N 12, заключенным с индивидуальным предпринимателем Брюзгиной Г.И. сроком с 16.12.2009 до 15.12.2010.
Также суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что оспариваемые положения аналогичны нормам Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в собственности Хабаровского края недвижимыми зданиями, отдельными помещениями, строениями и сооружениями, утвержденного постановлением губернатора Хабаровского края от 30.12.2005 N 266.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из анализа приведенных норм следует, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельны при принятии решений, связанных с распоряжением муниципальным имуществом.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать пункты 2.1.4 и 2.1.5 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края нежилыми зданиями, отдельными помещениями, строениями и сооружениями, утвержденного решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 27.05.2008 N 31, не соответствующими статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не действующими в той части, в которой положения этих пунктов в части применения значений коэффициентов, указанных соответственно в приложениях 1 и 2 к названному Положению, допускают предоставление в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края, без проведения оценки их рыночной стоимости.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через суд, вынесший решение -Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 января 2011 г. N А73-13401/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании